В Севастопольском центре культуры и искусств прошло расширенное заседание комиссии по культуре Общественного экспертного совета при губернаторе Севастополя, на котором среди прочего обсудили вопросы, касающиеся некоторых условий работы Севастопольского центра культуры и его отдельных коллективов. 

Совет по культуре СЦКиИ

В частности на повестку дня был вынесен вопрос о необходимости доукомплектования музыкантами до полного состава симфонического оркестра СЦКиИ под руководством заслуженного деятеля искусств Украины, лауреата премии Республики Крым Владимира Кима.

Выступая с трибуны после главного докладчика – председателя комиссии Анатолия Костенникова, художественный руководитель музыкального коллектива и дирижер в частности отметил:

«Я 30 лет в городе Севастополе занимаюсь осуществлением мечты – создать симфонический оркестр. И 30 лет я слышу от наших чиновников, что это все «не ко времени». Последние 10 лет, которые будут в 16-м году, наш оркестр существует, но наполовину созданный. Все те мероприятия, а их несколько сот, которые мы осуществляем с дополнительно приглашенными музыкантами, часто оказываются под угрозой срыва. Из-за того, что или спонсор в любой момент может отказаться, или музыканты, которых мы приглашаем, могут не приехать, поскольку будут заняты на основном месте работы. Городу Севастополю давно пора иметь свой симфонический оркестр. И последнее мероприятие с нашим участием – «Ночь искусств» показало, что люди классическую музыку любят и готовы слушать ее даже в 12 часов ночи». 

Владимир Николаевич уверен – полностью укомплектованный артистами симфонический оркестр станет гордостью города и украшением его будущей музыкальной филармонии, вопрос о создании которой активно обсуждается сегодня в культурных кругах. Работать в ней смогут уже известные и любимые севастопольской публикой профессиональные коллективы и талантливые исполнители, в том числе, представляющие СЦКиИ.

Филармоническим коллективом с предварительным присвоением звания «профессиональный», по мнению маэстро, достоин стать, например, такой уникальный в своем роде самодеятельный коллектив, как народный ансамбль фольклорной песни «Русь» СЦКиИ, работающий в Севастополе более 30-ти лет под руководством заслуженного работника культуры Украины, заслуженного гармониста России Петра Савченкова. У самого Петра Тимофеевича есть другие планы на будущее для ансамбля и его миссии.

Он признается, что озабочен низким сегодня уровнем знаний людьми традиций собственного народа, в том числе жанров русской народной песни. «А ведь все это тесно связано с народными обрядами, русской культурой, нашей верой и нашей историей! – сетует музыкант. – На протяжении 46 лет – ровно столько, сколько живу в Севастополе, я занимался именно народным и традиционным народным творчеством. Был создан ансамбль «Русь». А любой коллектив, который создается, ставит перед собой цели и задачи, ориентированные на результат… Нашей главной задачей была и остается популяризация русской народной песни, всех ее жанров, песенного искусства и устного и традиционного музыкального творчества». 

За 33 года своего существования коллектив Петра Савченкова побывал в нескольких культурных экспедициях, в том числе в самых отдаленных уголках России, Украины, Белоруссии, успев собрать свыше 1100 произведений народного творчества. Среди них песни, пословицы, сказки, обряды, танцы. В репертуаре ансамбля более 700 произведений, знакомящих с дохристианскими и раннехристианскими обрядовыми и календарными русскими традициями, историческими балладами и казачьими песнями, а также инструментальные номера, демонстрирующие удивительные возможности русских народных инструментов – гармони, баяна и балалайки.

Долгое время, и пока безуспешно, Петр Тимофеевич добивался внимания городских властей к своей главной идее – созданию на базе ансамбля научно-методического центра традиционных культур и народного творчества, который смог бы объединить не только певцов и музыкантов, но и мастеров народных промыслов, прикладного искусства. Центра, способного проводить пропагандистскую, просветительскую, педагогическую и методическую работу не только в Севастополе, но и Крыму.

Базой для проведения разного рода мероприятий, инициируемых таким центром – от концертов и конкурсов народной музыки до выставок, ярмарок и мастер-классов народных мастеров – может стать Максимова дача, предлагает заслуженный музыкант. Впервые идея использовать этот естественный театр под площадку для массовых народных гуляний и концертов народной музыки и песни была предложена еще в конце 80-х годов Петром Савченковым и ныне покойным народным артистом Украины главным режиссером Севастопольского академического  русского драматического театра им. А. В. Луначарского в 1993 – 2000 годах Михаилом Кондратенко.

В качестве эксперимента первое мероприятие с участием ансамбля фольклорной песни «Русь» было организовано здесь в 1989 году во время Всесоюзного семинара советского фонда культуры. Именно тогда и был открыт уникальный акустический эффект, способствовавший наилучшему восприятию программы музыкального народного творчества. Гости из столицы высоко отзывались о профессионализме артистов.

«Но спустя уже год об идее забыли. Под развалинами Союза была погребена и она. За 23 года существования Севастополя в составе Украины к этому вопросу никто больше не хотел возвращаться. Сегодня нам хочется верить, что нас, наконец, услышат и губернатор, и депутаты», – рассказал в интервью Петр Савченков.

Тему в своем докладе поднял и председатель комиссии по культуре ОЭС при губернаторе Анатолий Костенников, пообещав донести до ветвей власти нужность и важность для Севастополя инициируемого проекта, особенно сегодня.

«Уникальные акустические особенности этого ландшафтного парка позволяют ему стать местом проведения таких же уникальных фольклорных фестивалей международного уровня. Максимова дача имеет все шансы стать федеральным центром национального искусства и дать мощный импульс развитию декоративно-прикладного, музыкального народного искусства, а также музея народных промыслов», – сказал он.

Еще одной важной темой, касавшейся работы Севастопольского центра культуры и искусств, стал вопрос финансирования необходимых регулярных работ по настройке дорогостоящего инструмента ручной работы – концертного рояля мирового бренда «Steinway & Son», подаренного центру Министерством культуры РФ в 2014-м году. Допуск к инструменту не сертифицированных специалистов, по мнению Анатолия Костенникова, «должен быть запрещен специальным приказом Главного управления культуры правительства Севастополя. А средства на обслуживание инструмента следует предусмотреть в расходах на СЦКиИ», отметил докладчик.

В рамках доклада «Культура Севастополя вчера, сегодня, завтра» Анатолий Костенников также коснулся вопросов сохранности ряда культурных объектов города – их эстетического вида; проблемы забвения нескольких памятных мест, в частности открытого в 2011 году на мысе Фиолент, недалеко от Георгиевского монастыря памятного знака А. С. Пушкину; необходимости создания в городе Школы искусств – некого конгломерата, который объединил бы несколько ныне существующих учреждений образования в сфере культуры и искусства разных направлений. Надо сказать, что идея создания такой Школы нашла отклик не у всех участников заседания. 

Как отметил председатель, суть мероприятия заключалась в том, «чтобы проанализировать программу развития культуры Севастополя на 2015 –2020 гг.., утвержденную правительством города. То есть на ее соответствие тем требованиям, которые стоят сегодня перед нами. Принятое путем голосования решение заседания комиссии будет представлено в Правительство, Главное управление культуры и в Законодательное Собрание».

В числе приглашенных гостей мероприятие посетили начальник Главного управления культуры Правительства Севастополя Галина Солянина, начальник управления культуры Татьяна Андреева, заместитель начальника управления – начальник отдела по связям с политическими партиями и взаимодействию с избирательными комиссиями Департамента внутренней политики правительства Севастополя Дмитрий Янченко, представители правительства и члены комиссии по образованию ОЭС при губернаторе.

Подготовила: Анна Петрова. Фото автора.