Трехчастную выставку «Во имя жизни» севастопольского художника Сергея Берлова, посвященную Дню Победы и жизнеутверждающей Весне торжественно открыли в СЦКиИ.

Свою персональную выставку из двадцати работ Сергей Анатольевич открыл лично в присутствии авторитетных художников, учеников мастера и поклонников его творчества, а также представителя Музейного историко-мемориального комплекса героическим защитникам Севастополя «35-я береговая батарея» – учреждения, которому автором была подарена одна из знаковых картин в его коллекции, «Июль 1942-го», также вошедшая в эту экспозицию.

Валерий Володин – директор музейного комплекса «35-я береговая батарея»:

 У нас периодически проходят акции дарения в значимые для истории города дни: это 3 июля –  официальная дата окончания обороны Севастополя, 30 октября – это день начала обороны в 1941 году и к 9 мая. Эту картину «Июль 1942 года» Сергей Берлов нам подарил 3 июля. Для нас это было очень приятно и неожиданно, поскольку работа очень качественная и стержневая, а художникам обычно жалко с такими расставаться.

Мы с Сергеем Анатольевичем договорились, что в случае необходимости выставить работу в рамках ежегодной персональной выставки или какой-либо другой значимой выставки с его участием, он всегда сможет ее забрать в экспозицию. Мы даже расписки никакой не берем, хотя картина уже в фондах, просто потому мы не забюрокраченный музей, он не государственный, принадлежит общественной организации, и с нами гораздо проще: мы открыты для сотрудничества. И вот он забрал картину на эту выставку, а я познакомился с другими его работами и с большим удовольствием рассказал продолжение той истории, которую он описал в своих работах, сам того не зная.

А именно – про последнюю на одной из этих стен картину, которая называется «Одинокая чайка». Это интересно. (Крайняя картина слева)

Здесь продолжается панорама того самого побережья, у которого изображены последние защитники. Так вот в прошлом году МЧС прибыло на это самое место по сигналу одного из купающихся, где под вот этим большим камнем в воде, под разломом, на глубине приблизительно 3,5 метра он обнаружил обросший снаряд. Оттуда были подняты семь полутонных снарядов, 305 миллиметров. Это не боевые снаряды, так как боевые, по свидетельству Лещенко, командира батареи, все были расстреляны тогда 1 июля 1942, после чего последовала команда взорвать башни. А вот внутри башен как раз находились стеллажи со снарядами и пороховыми полузарядами. И вот после взрыва некоторые снаряды провалились и упали в подземные галереи, где у нас проходит один из маршрутов. В море они попали гораздо позже, уже после войны, в 1952 году, когда стали демонтировать остатки этих башен. Чтобы лишний раз никому ничего не докладывать, не вызывать саперов, моряки, зная, что эти снаряды – “пустышки” и не представляют опасности, просто побросали их в воду. К этому камню в 15 метрах от берега их отнесло с годами из-за движения дна, и тут уже они сгрудились в кучу. Так вот эта «одинокая чайка» на картине Сергея Берлова летает как раз над этим камнем. То есть вот эта работа и картина «Июль 1942-го» взаимосвязаны очень сильно не только из-за того, что на них изображены по сути две продолжающие друг друга части одного панорамного вида, но они также связаны и своим символизмом.

Сейчас эти поднятые из моря устрашающего вида снаряды находятся на площадке за нашим Пантеоном Памяти, там же мы выставляем орудия, технику. Недавно я предложил автору написать еще одну, третью картину, которая завершила бы эту историю, и включила бы фрагмент Пантеона на территории музея, часть площадки и фрагмент вот этого смертоносного груза, который был поднят уже в 21-м веке. Сергей Анатольевич с вниманием отнесся к этому предложению, так что, возможно, в скором времени мы сможем увидеть завершение этой удивительной трилогии».

Выставка «Во имя жизни» включает три раздела. В первый вошли уже упомянутые, а также некоторые другие работы, посвященные Великой Отечественной войне; во второй – картины историко-патриотического характера, тоже выполненные маслом, и посвященные истории флота и Севастополя, а в третий – крымские пейзажи, написанные во время последних пленэров, в которых участвовал художник в Севастополе, Евпатории, Судаке и других городах и живописных местах полуострова.

Все картины, среди которых сюжетные полотна и пленэрная живопись, были написаны художником за последний год работы. Центральной в них стало полотно «Бессмертный полк» – символико-смысловой коллаж, являющийся, по словам автора, своеобразным обращением новых поколений к некой тонкой материи, куда уходят люди, сделавшие многое и даже невозможное для того, чтобы их потомки жили, чтобы жило их Отечество.

Сергей Берлов: «Выставку я посвящаю Дню Победы и Весне в моем Отечестве – то есть всему тому, что в эти майские дни живет в сердце каждого из нас. Главным было выбрано большое полотно «Бессмертный полк», которое я писал на протяжении года – «Бессмертный полк».  На нем только два реальных персонажа – это мальчики разных возрастов, которых я писал со своих сыновей. Старший в матросской форме держит младшего на плечах, а тот несет портрет прадеда. Остальные – собирательные образы, персонажи, несущие символический смысл характер: солдат с винтовкой, матросы, женщина с детьми на дальнем плане. На портретах – лица родных и двоюродных прадедов моих сыновей, которые я переписывал с имеющихся в семейном архиве фотографий. Один был летчиком и погиб в 1941-м. Другой был ранен во время войны, комиссован, и дослуживал уже здесь, под Севастополем. Еще двое – два брата, служили на Тихоокеанском флоте, на торпедоносцах, воевали в период Японской войны, и к ее окончанию остались живы. В этой экспозиции мной сделаны определенные смысловые акценты. А поскольку в каждой севастопольской семье есть хотя бы одна своя личная история о тех предках, кто защищал и освобождал город и нашу страну в период Великой Отечественной войны, то, я уверен, что каждый зритель их поймет и прочувствует».

Экспозиция картин Сергея Берлова «Во имя жизни» будет выставлена в СЦКиИ до 15 мая.

Подготовила Анна ПЕТРОВА, фото автора