В Севастополе в большом зале центра культуры и искусств состоялся премьерный показ документального блокбастера Сергея Дебижева. 

Демонстрацию фильма предварило обращение к зрителям режиссера картины. Сергей Дебижев отметил, что из-за динамики изложения материала, которая очень высока, фильм в большей мере рассчитан на молодежную аудиторию, однако мнение старшего поколения для него не менее важно, потому призвал всех набраться внутренних сил и терпения, чтобы выдержать весь тот поток информации и шквал вызываемых им эмоции, передаваемых картиной.

Сергей Дебижев, режиссер: “Я благодарю всех вас за то, что вы нашли время прийти и посмотреть эту картину. Она не имеет отношения к унылой документалистике. Это очень бодрый, яркий, масштабный и динамичный фильм. Я попытался проанализировать цепь событий, начиная с того, что из себя представляла эпоха модерна – последнее стилистически цельное направление человеческой цивилизации, как это все могло превратиться в Первую мировую войну и затем перерасти в нашей стране сначала в февральскую, а потом в октябрьскую революцию. Что явилось пружиной, и какова была цель всех тех заговоров, как внешних так и внутренних, которые привели к этим событиям”.

100 лет государственного переворота в России и 100 лет катастрофы, последствия которой Россия и весь мир переживают по сей день. Без объективной и взвешенной оценки событий, повлекших необратимые процессы, изменившие картину мира, невозможно понять сегодняшнего конфликтного мироустройства.

Как могло случиться, что самая большая мощная империя в мире, обладающая, помимо своего объема, колоссальной внутренней энергией, находящаяся на тот момент на взлете своего экономического развития, имевшая, казалось бы, все, чтобы занять лидирующее положение в мире, претерпела такую трагедию, которую мы все называем Великой Октябрьской социалистической революцией?

На этот главный вопрос и многие другие подвопросы, касающиеся предыстории событий, повернувших ход мировой истории, автор картины отвечает, опираясь на документальные свидетельства, в том числе воспоминания и умозаключения современников революции – свидетелей и участников происходившего в России несколько лет спустя после перелома веков – 100 лет назад.

Сергей Дебижев, режиссер: “Россия в начале века занимала очень серьезное положение и фактически владела Европой. Была даже такая карикатура в западных журналах: огромный русский царь как марионетками двигает всеми европейскими державами. Конечно, это никак не устраивало и наших псевдосоюзников, которые начали втягивать Россию в конфликт мировой на своей стороне, и был создан союз под названием Антанта.

В конце конце закончилось тем, что Россия была вытеснена из Европы, и ей на смену ей водружена была Америка. К чему все это привело, мы знаем. И надо сказать, особенно ситуация с тех пор не сильно изменилась: те же самые вызовы испытывает наша страна и сейчас, те же самые геополитические соперники и сейчас пытаются не допустить возвращения России к тому статусу, который некогда она имела…

Я заранее прошу извинения у тех, кто придерживается совершенно иной точки зрения по этому вопросу, но нужно понимать, что революция не была просто “нашей революцией”. Это были события, которые повлекли за собой изменения картины мира вообще”.

Документальная картина Сергея Дебижева “Раскаленный хаос” изобилует как хроникой, положенной в основу, так и кадрами из художественных фильмов, и компьютерной графикой, с помощью которой решались задачи синтеза мыслей, выводов и реминисценций, обозначались реперные точки в фильме. Он динамичен не только благодаря быстроте смены кадров и богатству образов, калейдоскопично сменяющих друг друга, но и скорости начитки закадрового текста. Повествование ведется от автора-журналиста, который, время от времени появляясь в кадре черно-белого формата, рассуждает о событиях и надиктовывает свои умозаключения секретарю-наборщику – девушке, “колдующей” над пишущей машинкой.

Свою точку зрения, рождавшуюся в процессе глубоко анализа множества документальных фактов и воспоминаний свидетелей событий столетней давности – представителей разных социальных слоев населения России того времени, автор преподносит не только в виде вполне определенных художественных образов, но и в виде вполне конкретных – уже новых вопросов. Каким мы сегодня видим наше будущее? Как намерены его строить? Что в нем быть должно и чего нельзя допустить не при каких обстоятельствах?

Эти и другие темы, как и сам фильм и отношение к нему севастопольских зрителей удалось обсудить сразу после показа картины. Для этого Сергей Дебижев задержался в зале, чтобы ответить на вопросы и высказать то, что осознавалось после просмотра, но осталось недосказанным в его картине.

Подготовила Анна ПЕТРОВА, фото автора