Почетная гостья сцены Севастопольского центра культуры и искусств – солистка Московской государственной академической филармонии, лауреат премии Президента Российской Федерации, выдающаяся молодая пианистка Екатерина Мечетина рассказала о севастопольском концерте, а также своей жизни и работе, цитируя Конфуция. 

illyustraciya-3

– Екатерина,  вы уже однажды играли вместе с Севастопольским симфоническим оркестром под управлением Владимира Кима в день, когда Минкульутры дарило СЦКиИ новый рояль. Тогда играли Чайковского. Каковы ваши впечатления от совместного выступления?

– Тот концерт по эмоциональности не был похож ни на что, ну, просто из ряда вон. Все были на таком душевном подъеме благодаря появлению здесь нового рояля, у всех так горели глаза, что, честно сказать, вопросы сыгранности как-то отходили на второй план. И уже за счет этого, я считаю, у нас получилось просто чудесное выступление. Тогда все было как-то ярко и стремительно.  А теперь работа уже такая, более профессионального характера.

– Жестко?                       

– Нет, жестко не бывает. Просто в этот раз у нас было немного времени, и мы смогли порепетировать, чтобы добиться каких-то нюансов и тонкостей при совместном исполнении. Концерт Сен-Санса, например, он несколько отличается от концерта Чайковского, который мы играли в прошлый раз – первый концерт для фортепиано с оркестром. Если там нужно было брать широтой души, темпераментом и, в случае с пианистом – красотой звучания, то здесь –французская эстетика, здесь совсем все другое. Нам нужно было договариваться с оркестром о балансе, о выстроенности. Не хочу сказать, что в Чайковском этого нет. Просто в этой программе и вообще в этот раз все по-другому.

2

– Решение о программе принимали совместно, согласовывали, или вы заявляли о своем желании играть конкретно эти произведения? 

– Конечно, мы обсуждали программу заранее, согласовывали. Но Скрябина и Рахманинова я точно сразу сказала «хочу», потому что это моя нынешняя программа сольная. К сожалению, не обладаю такими безграничными возможностями, чтобы в каждом городе играть что-то новое (Смеется). Но, может быть, это и не нужно было, поскольку здесь никто этого в моем исполнении этих произведений еще не слышал.

Сен-Санс да, был согласован, хотя я и тут немножечко тоже сказала, что хочу (Смеется). Он (концерт №2 для фортепиано с оркестром, К. Сен-Санс – от авт.) уже был в Петербурге, в “Мариинке”, теперь вот в Севастополе, потом будет Красноярск. После будет Калининград, потом Мурманск, но там уже совершенно другие программы. В конце сезона будет Пермь с этой же программой. Оркестр здесь был готов исполнять все это. И, я думаю, это не худший выбор.

– Это можно назвать вашими гастролями по стране?

– Нет, это моя обычная жизнь (Смеется). И мой приезд в Крым, в Севастополь – не тур какой-то специальный, просто я так всегда живу.

Вот так все время в разъездах с концертами по России и зарубежью? 

– Да.

– График плотный?

– Ну, это даже не то слово. Выходных нет вообще в принципе.

– Как же вы так живете?

– Хорошо (смеется). Прекрасно даже. Отдых бывает немного летом и иногда зимой.

– Ну, суббота и воскресенье – я так понимаю, их вообще нет, в смысле как выходных никогда?

– Нет-нет! Суббот и воскресений свободных у меня не бывает, как факта, никогда.

– И в какой-то момент вы смирились с этим как с данностью?

– Да. Раньше  я думала, что это неправильный образ жизни. Но сейчас я понимаю, что это не работа, это – удовольствие. Как Конфуций сказал: «Выберите себе дело по сердцу, и вам не придется работать ни одного дня в жизни». Вот у меня именно так.

Когда и куда вы собираетесь в ближайшее время за рубеж?

 В декабре будет у меня Япония на две недели.

– Где будете выступать?

– Я буду там преподавать. Я преподаватель университета. Но выступать буду в Токио в частности и еще в городе, где находится университет.

– Это будут мастер-классы?

– Можно назвать это и мастер-классами. Но вообще-то нет. Там несколько другая система. В Японии есть филиал Московской консерватории, и туда педагоги из консерватории приезжают преподавать вот таким вот «вахтовым» методом. Я один из преподавателей, и у меня вот две недели так, а кто-то на месяц туда приедет. Студенты таким образом получают общение с разными преподавателями консерватории.

– Екатерина, что касается обучения. До того, как учиться в университетах, нужно закончить школу. Нужно понять и проникнуться. Хочу задать вопрос, который интересует, точно знаю, многих родителей, отдавших ребенка заниматься музыкой: так ли важно, чтобы он слушал серьезные произведения, классику и делал это часто? Педагоги настаивают. Но ведь это довольно тяжелая музыка, которая детям (да что уж греха таить, даже некоторым взрослым) может показаться скучной, временами даже угрюмой. К тому же, если юный музыкант по характеру «живой», вертлявый, то, может лучше увлечь его как-то иначе? Однозначно ли помогает прослушивание такой музыки в развитии музыкального вкуса и в воспитании желания расти и развиваться в музыкальном плане?

– Конечно да. Однозначно да. Но не только это, разумеется. И тут, к сожалению, я не могу ничем обнадежить, потому что такая сложная профессия не бывает без слез. Ну, условно говоря, не обязательно рыдать буквально. Хотя бывает не без этого. И без ежедневных занятий тоже никуда. Это нужно понимать.

И классика совершенно не скучная и не угрюмая. Все зависит от человека: если он живой, то в его руках любая музыка будет такой же, как и он сам. Мы же, когда выходим на сцену, мы не становимся теми же самыми композиторами, которые эту музыку писали. К сожалению, может быть, иногда. При этом эти самые композиторы тоже, на самом деле, были живыми людьми, об этом как-то мы забываем. Что вы привнесете в эту музыку, такой она и будет. Нет шаблонов.

Вообще само представление о классике как о чем-то скучном, это все равно, что сказать, что «Война и мир» – это скучно. Для какого-то уровня восприятия, да. Если, например, ребенку 13-14 лет, для него это действительно будет если и понятно, то скучно. А если это человек взрослый, он естественно сразу поймет, что речь идет об общечеловеческих ценностях, которые отзываются в сердце каждого. И с музыкой абсолютно то же самое. Поэтому помогать ребенку эмоционально созревать в музыкальном плане действительно нужно с детства. И если он, как вы говорите, “живой”, такой вот быстро реагирующий и реактивный, то музыка – этот как раз и есть одно из самых лучших средств развития эмоциональной сферы.

Спасибо большое, Екатерина. Вам успехов и ярких концертов. И, надеюсь, до встречи.

– Да, до встречи.

Подготовила: Анна ПЕТРОВА. Фото: А. ПЕТРОВА, Валерия ЗОЛОТАРЕВА