В рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации 25 сентября в Севастополе впервые выступил ансамбль Московской государственной академической филармонии «Академия старинной музыки» под управлением народной артистки России Татьяны Гринденко.

6

“Старое и новое” – так была названа программа, в которую вошли как произведения современных авторов, так и музыка композиторов давно ушедших эпох.

Татьяна Гринденко, художественный руководитель и солистка ансамбля (скрипка):  “Мы играем сочинения, которые написаны специально для нас – это музыка Владимира Мартынова, Павла Карманова, Алексея Айги. Исполняем также музыку американского композитора минималиста и авангардиста Филипа Гласса. Правда, сегодня такую музыку уже трудно назвать авангардом. Все это имеет минималистское, но, как сейчас модно называть, “драйвовое” направление. Звучит сегодня и старинная музыка, и это совершенно другой мир. Никаких обработок, переложений мы не играем – только то, что написано. С помощью наших инструментов и тех знаний, которые постоянно черпаем, чтобы лучше понять и прочувствовать те эпохи, мы стараемся погрузить зрителя в то неповторимое время благодаря аутентичной манере исполнения барочной музыки. И дело не только в барочных смычках, которые мы используем для извлечения звука. Аутентичность – это не только понимание и знание правил игры: правила знают все, а играют аутентично единицы. Дело в подходе, в погружении. Это очень много времени занимает. Это, знаете, как вы распускаете свитер – потянул за правильную ниточку, и все распускается. Так и здесь”.

1

Старинной музыкой и аутентичностью ее исполнения Татьяна Тихоновна увлеклась больше тридцати лет назад – в то время, когда в нашей стране практически никто не уделял этому внимания. Все началось, как это часто бывает, со случая: она услышала “Страсти по Матфею” Иоганна Баха в исполнении австрийского инструментального ансамбля “Concentus Musicus” под управлением корифея аутентичного исполнительства – дирижёра, хормейстера, виолончелиста, гамбиста и музыкального писателя Николауса Арнанкура. Это событие перевернуло судьбу талантливой скрипачки. На три долгих года Татьяна Гринденко, по ее собственным словам, просто-напросто забросила инструмент, перестав видеть и понимать смысл ранее начатого дела.

2

Татьяна Гринденко, художественный руководитель и солистка ансамбля (скрипка): “Понимаете, когда вы всю жизнь положите, а потом вам открывают глаза на то, что все это феноменально безграмотно… Ну, зачем тогда, скажите, я буду заниматься ерундой, зачем буду продолжать делать то, чему меня учили учителя, которые, оказывается, ничего не знали?! Искренне они учили. А ведь это другой мир. И если вам это интересно, то он доступен! Просто никто им особенно не интересовался. Я увлеклась, с головой ушла.

Бытует мнение, что инструменты тех далеких времен, времен барокко, были несовершенными. А на самом деле, то, чтобы делалась тогда, было самым лучшим, и никто сегодня не может этого повторить. Это был расцвет вообще всех искусств, в том числе и музыкального. С ходом истории многое изменилось. Скрипке для того, чтобы звучать ярче в соответствии с современными требованиями, пришлось заменить пружины и сделать ей чуть больше гриф. Она стала длиннее, натянутость ее струн  стала туже – скрипка стала звучать сочнее, ярче, и … визгливее. А этого визга – его не было никогда раньше. Но и этого показалось мало: огромные залы нужно было “забивать” звуком – появились микрофоны и усилители, и всякого рода другие технические средства. А потом электроскрипки. И вот эта ненасытность наша – она и отодвинула нас от истинности музыки, ее прелести и возможности передавать ту созерцательность, которую вкладывали в произведения авторы той эпохи”.4

В зависимости от произведений “Академия старинной музыки” исполняет музыку разным составом – от трех до десяти человек. Музыканты используют аутентичные копии старинных струнных смычковых инструментов – виолы да гамба и виолы да браччо, на которых играют настоящими барочными смычками – во время репетиции нам удалось их рассмотреть поближе.

7

Партии виолончели в старинных произведениях виолончилисты исполняют, снимая традиционный для современного инструмента шпиль. Так, говорит Татьяна, извлекается истинный живой звук, “не уходящий в пол”.

В репертуаре коллектива музыка Монтеверди, Перголези, Вивальди, Джеминиани, Корелли, Галуппи, Перселла, Букстехуде, Баха, Генделя, Телемана, отца и сына Моцартов, Буамортье, Фомина, Бортнянского, Пашкевича, а также Д.Адамса, Ч.Айвза, А.Батагова, С.Гербера, Ф.Гласса, Л.Десятникова, П.Дрешера, С.Загния, Г.Зайготта, Г.Канчели, П.Карманова, Дж.Кейджа, А.Кнайфеля, Я.Ксенакиса, В.Мартынова, М.Наймана, Г.Пелециса, А.Пярта, Т.Райли, С.Райха, В.Сильвестрова и многих-многих других.

Коллектив выступал во многих странах мира, участвовал в престижных международных фестивалях в России, Австрии, Бельгии, США, Испании, Италии, Чехии, Финляндии, Швеции и многих других странах. А вот в Крыму и Севастополе российские музыканты-аутентисты побывали впервые. “Академия” выступила только в Ялте и вот теперь еще и Севастополе, после чего торопится вернуться домой – концертный график весьма насыщенный.

Главное, чего стремятся достичь гости сцены, где бы они ни были, “чтобы каждый человек, который сидит в зале, где мы играем, был не пассивным слушателем, а смог бы вместе с нами погрузиться ТУДА. Иначе нет смысла. Потому что все ведь писалось для того, чтобы в этом участвовали другие”,  – объясняет Татьяна и опять спешит к пульту.

Подготовила Анна ПЕТРОВА, фото автора