Наталья Петровна Старикова, дочь ялтинского архитектора и художника Петра Андреевича Старикова (1912– 1999) рассказала нам о творчестве отца и подготовке к выставке некоторых его живописных и графических работ, которая откроется в Севастопольском центре культуры и искусств 5 июня (воскресенье) в 15-00.

Иллюстрация

Творческое наследие Петра Андреевича велико и значимо для Крыма, в особенности его Южного побережья. День Победы 1945-го Стариков встретил в пути, следуя на полуостров для восстановления послевоенного Симферополя. А уже спустя пять лет талантливый, трудолюбивый и целеустремленный зодчий, назначенный главным архитектором города Ялты, приступил к реализации нового генерального плана крупнейшей крымской здравницы – проектировал здания и сооружения в городе, руководил возведением памятников и обелисков, принимал участие в разработке концепта и строительстве ведущих санаториев, ресторанов и концертных залов. Долгие годы Петр Стариков возглавлял Ялтинскую организацию Союза архитекторов СССР, оставаясь непререкаемым авторитетом в вопросах застройки курортного побережья и будучи примером для подражания для молодых специалистов.

Помимо архитектуры зодчий увлекался живописью. Его работы в большом количестве хранятся в домашней коллекции Стариковых, за сбережение которой с особой чуткостью, присущей лишь родному любящему человеку, следит дочь ушедшего мастера – Наталья Петровна. В преддверии открытия выставки мы поговорили с ней о предстоящем мероприятии, которое организовывается благодаря ее содействию.

1

«Сейчас мы занимаемся подготовкой серии его выставок и, в первую очередь, живописного наследия, которое у нас сохранилось в частной домашней коллекции. Мы популяризируем его творчество, потому что он достаточно интересный художник с точки зрения как его коллег-архитекторов, так и многочисленных друзей-художников и их последователей. Многие художники поколения моего отца уже ушли из жизни – это Захаров, Басов, Яровой, Бакаев и другие. Это те, с кем он очень плотно сотрудничал, и кто хорошо знал его творчество. Сейчас поколение сменилось, прошло довольно много лет. Но все равно, изучая работы отца, молодым художникам и архитекторам, не устающим учиться, анализировать, искать новых решений, есть чему поучиться.  Именно для этого, для них, а также для всех, кто хотел бы приобщиться к творчеству Петра Андреевича, мы и занимаемся организацией выставок его работ.

Наши выставки прошли осенью 2015 года в Санкт-Петербурге, в Союзе художников, где было представлено преимущественно его живописное и графическое наследие. В апреле нынешнего 2016 года прошла выставка в Союзе архитекторов в Санкт-Петербурге –большая выставка, очень представительная. Мы не так давно вернулись оттуда. Там было представлено архитектурное творчество отца. Как таковую архитектуру ведь не вывезешь, чтобы показать, поэтому мы сделали несколько плакатов и стендов, на которых  сосредоточили фотографии всех его построек, проектов, теоретических проработок; графические работы, чертежи.

3

Петр Андреевич закончил в 1938 году с отличием Ленинградский архитектурный институт инженеров коммунального строительства. Это бывший ещё дореволюционный институт гражданских инженеров, который заканчивали очень многие известные люди, и где преподавала целая плеяда известных архитекторов того времени. Рисунок и живопись у них преподавали такие асы, как, например, Николай Тырса. Он и был учителем у отца, обучал технике акварели. В последствии зарисовки и акварельные наброски оставались у Петра Андреевича после каждой поездки и командировки. По окончании института он начал работать архитектором, уехал в Хабаровск, уроженцем которого был, начал работу в качестве архитектора в ООО «Дальприбор».  По воспоминаниям отца и матери – она тоже там работала – это было начало работы первых советских архитекторов и инженеров. Там собралась целая когорта талантливой творческой молодёжи, и произошёл творческий накал, который получил свою реализацию в застройке Хабаровска, Владивостока и многих других городов.

В восстановлении Ялты отец принимал участие с 1950 по 1961 год. Реализовывал послевоенный генеральный план 1948 года. Как главный архитектор воплощал градостроительную программу развития Южного берега Крыма –это его наиболее весомый градостроительный вклад. Проектировал и отдельные здания, среди которых санатории «Украина», «Россия» в окрестностях Ялты, «Запорожье» в Ялте, санаторий «Днепр». С 1950 по 1989 годы принимал активное участие в  застройке самой жилой Ялты, ее центра и посёлков. Это было время освоения крупноблочного и крупнопанельного домостроения в условиях сейсмики – сложная и трудоемкая работа, требующая знаний, опыта и точности.

2

На выставке, которую мы готовимся провести в Севастопольском центре культуры и искусств мы сделаем акцент на живописное и графическое наследие, архитектура будет только упомянута. Будут выставлены работы раннего и позднего периодов творчества Петра Старикова, выполненные в технике темпера, а также масло, акварель, монотипия – это его авторская техника. Будут представлены работы не часто встречающиеся на выставке. Например, иллюстрации из большого каталога рисованных растений. Так как отец много лет сотрудничал с Никитским ботаническим садом и активно принимал участие в озеленении Ялты, за много лет работы ему удалось составить большой каталог с изображением растений, нарисованных с натуры. Всего в экспозицию войдет более 20 работ».

Выставка работ Петра Старикова в СЦКиИ продлится до 28 июня.

Подготовила Анна ПЕТРОВА. Фото из семейного архива Стариковых.