Всю свою жизнь этот человек посвятил просвещению – образовательной деятельности, истории, театру, культуре. Сегодня ей есть чем гордиться, о чем вспомнить и чему научить. А жизнелюбию и работоспособности этой женщины могут позавидовать даже многие молодые сотрудники. Поздравления с 70-летием от коллег и друзей 24 ноября принимала заместитель директора СЦКиИ, заслуженный работник культуры Республики Крым Альбина Александрова.

4

Пользуясь случаем, пока Альбина Михайловна отвлеклась от рабочих вопросов, чтобы полюбоваться букетами, заполнившими все пространство у окна кабинета, и почитать нескончаемые поздравления из Москвы, Петербурга, Владивостока, Киева, Запорожья и много еще откуда, мы попросили ее рассказать, что для нее значит очередной жизненный рубеж, как это – всегда быть жизнедеятельным оптимистом, и где черпает она силы и вдохновение, чтобы продолжать любить работу, людей и вообще все, что ее окружает.

Альбина Михайловна, пожалуйста, расскажите немного о себе, с чего началась ваша профессиональная деятельность в Севастополе?

В Севастополь я попала в 60-х годах. А родилась я в Приморске, городе на Азовском море. Когда была ещё школьницей, училась в 7 классе, мне довелось побывать в Севастополе. И я как-то сразу и горячо полюбила этот город. Это был конец 50-х , город тогда начинал активно строиться, обрастать инфраструктурой, которой лишился в годы войны. И, я помню, что специально села на троллейбус и проехала по кругу, чтобы всё хорошенько рассмотреть. Было так интересно! И тогда я твердо решила, что если когда-то у меня появится возможность, то обязательно приеду в сюда и устроюсь здесь на работу экскурсоводом. Так и случилось.

Моя профессиональная деятельность началась не с культуры, а со сферы образования. Окончив школу, я поступила на историко-филологический факультет Днепропетровского университета и после двух лет обучения специальностью выбрала филологию. В то время  в сельских школах не хватало педагогов, было сложно с кадрами и я как комсомолец и человек, который всегда привык быть впереди, вызвалась работать учителем. Я уехала в сельскую школу, Запорожской области, в село Гюновка. Начинала преподавать в первых классах, а через год уже работала в 5-7-х – преподавала русский язык и литературу.

Когда работала в сельской школе, однажды познакомилась с молодым человеком, который приехал сюда к своему другу. После он меня пригласил приехать в гости в свой город – Севастополь. Это было в 1962 году. Здесь она устраивал мне экскурсии по городу: мы ходили в музеи, по историческим местам, в театры. Я впервые побывала в Национальном музее героической обороны и освобождения Севастополя, посетила Диораму. Все это произвело на меня огромное впечатление. Этот молодой человек стал моим мужем, а этот город – моим родным, моей второй родиной. Я переехала сюда.

5

Здесь окончила курсы экскурсоводов при «Севастопольском бюро путешествий и экскурсий – оно находилось на Историческом бульваре, прямо возле «Панорамы», Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя. По окончании учебы, в 1966-м году, сначала работала в самом бюро, которое славилось тогда по всему Советскому Союзу. Мы проводили по всему городу экскурсии, в которые входили все исторические объекты Севастополя.

Спустя три года я перешла в экскурсионный отдел Музея обороны и освобождения Севастополя и там успела поработать в разных отделах. Параллельно я читала лекции на курсах в бюро путешествий и экскурсий и сотрудничала с  журналом «Вокруг света», который выпускался для зарубежных читателей. Работая над научной темой «Братское кладбище первой обороны Севастополя», мою экскурсию по панораме «Обороны Севастополя» записали на пластинку, которая являлась приложением к журналу. В общей сложности 5 лет я проработала экскурсоводом. Потом стала научным сотрудником, потом методистом, а в конце 80-х годов стала заведующей сектором по приёму и обслуживанию посетителей. В то время как раз закончила факультет повышения квалификации лекторов и методистов при Киевском университете и стала лектором республиканского звена. Все это было необычайно интересно для меня. Так осуществилась моя детская мечта.

А как попали в культуру?  

Этот мой путь был извилистым и очень интересным. Началось все с того, что я стала членом художественного совета «Русского драматического театра им. А. В. Луначарского». Тогда в худсовет приглашали общественников, актёров, лекторов, научных сотрудников. И вот пригласили меня.

В 1991-м году меня пригласил к себе начальник управления культуры Александр Александрович Рудометов и предложил поработать в театре, в фонде культуры, на общественных началах. Конечно, я согласилась. Так началась моя работа в театре.

Жизнь в Севастополе в конце 80-х годов была очень активная. Культурные и научные учреждения, очень тесно сотрудничали и друг с другом в городе, и с другими учреждениями по всей стране. У нас часто происходили творческие встречи, творческие вечера. Поэтому, когда произошёл распад Советского Союза, это стало для меня чем-то вроде внутренней трагедией. Мы все здесь очень дружили и всегда так гордились, что в Севастополе живут представители свыше 100 народов. Я всегда говорила об этом, проводя экскурсии по городу для гостей города, делегаций из разных стран и самих севастопольцев.

Сначала в театре я работала в отделении Советского фонда культуры, затем это стал Украинский фонд культуры. Одновременно работала заместителем директора, а потом, до 2004-го года директором-распорядителем.

Помимо актеров и режиссеров театра у вас много друзей и знакомых из кинематографической среды. Кроме того, известно, что вы и сама непосредственно участвовали в съемках фильмов. Расскажите об этом.

2

Сначала это было связано с научной работой в музее. Когда Севастополь впервые после долгого перерыва посетила немецкая делегация. В ее состав входили журналисты, режиссеры, писатели, участники Второй мировой войны. Я водила их по городу, по местам, где шли бои и сражения. Один из них, когда я привезла их на Сапун-гору, долго искал место, где был ранен. Вместе с этими людьми я участвовала в создании документального фильма «Покаяние». Потом этот фильм транслировали в Германии. Таких документальных проектов, связанных с историей нашего города, было много.

А позже, по поручению директора театра А. В. Луначарского – тогда им был Михаил Кондратенко – я работала с Мосфильмом. Сначала это были консультации по истории города, потом – по вопросам экипировки, обмундирования солдат разных армий. Делилась с актерами и режиссерами фильмов тем, в чем разбиралась, что знала и любила. Мне посчастливилось поработать со многими картинами, которые снимались в Севастополе. Судьба свела меня с известными московскими и киевскими актёрами и режиссерами. Так, работая администратором на фильме «Водитель для Веры» я познакомилась с талантливым режиссёром Павлом Чухраем, общалась с удивительным, необыкновенным актером Богданом Ступкой, с которым познакомилась ещё в начале 90-годов. В качестве ассистента режиссёра работала над фильмами «Адмирал» и «Золото Трои». Фильмы «Любовь зла», «Дуэль. Пушкин – Лермонтов», «Больше меньше» тоже снимались в Севастополе и с участием наших севастопольских актеров, подбором которых приглашали заниматься меня. Последние проекты, на которых я работала, это «Идеальная жертва» и «Моя большая семья». Я многому научилась здесь и многому научила других.

Работая с людьми, видишь, что он может сыграть, что может привнести. Это может быть не очень яркий внешне человек, но это будет интереснейший образ. Такой, который может мелькать в фильме несколько секунд, и запомниться при этом не меньше, чем образ главного героя.

IMG_4355

Были фильмы, в которых работали и снимались сотрудники нашего центра культуры. В центре есть замечательный народный театр «Фарт», где учатся актёрскому мастерству. В ней работают талантливые актёры – Натэлла Абелева, Виталий Таганов, Владимир Крючков. Это актёры, которых я знала ещё в театре им. Луначарского, мы вместе работали над несколькими театральными постановками.

У нашего центра культуры есть много интересных собственных проектов – театральных постановок, в том числе детских спектаклей к Новому году, которые совместно ставят “фартовцы” и юные артисты Образцового хореографического ансамбля и образцовой студии “Черное море”. Это замечательная, перспективная, талантливая молодежь, которая работает под руководством таких же талантливых педагогов. Основателем студии и ансамбля “Черное море”, созданных при Государственном ансамбле танца, собственно, как и самого ГАТ, является директор центра – Игорь Анатольевич Зенин. Он выступает как режиссер концертных программ с участием наших юных артистов. Конечно, контролирует и подготовку танцоров, “черноморцев” , задействованных в театральных постановках. Я больше курирую театральную, постановочную часть с участием актеров –”фартовцев”. Хотя болею душой, конечно,  за все наши проекты, за спектакли и танцевальные постановки, за всех наших детей и воспитанников. Я дружу и общаюсь со многими родителями и детьми, которые у нас занимаются. Мне интересны их успехи.

В апреле следующего, 2016-го года будет 10 лет, как я работаю здесь, в Севастопольском центре культуры и искусств. В  2006-м году Татьяна Викторовна Зенина, которая на тот момент возглавляла Управление культуры города, пригласила меня работать в Севастопольский дом культуры, и с тех пор я – культурный работник. И сегодня, как и прежде, я согласна работать, согласна, если это нужно, не спать хоть круглые сутки. Потому что я люблю работу, люблю людей, люблю то, чем занимаюсь.

Нередко люди обозначают для себя некие рубежи, ставят сроки для исполнения поставленных целей, тесно связывая их с определенным возрастом. Как вы к этому относитесь и что можете сказать о своих “рубежах” и новых целях? 

Вы знаете, цели, которые я перед собой ставила, – я к ним просто шла. Но у меня никогда не было рубежей. Не было такой задачи, как-то себя ограничить, поместить себя в какие-то рамки. Наверное, еще и потому, что я никогда не ощущала и не ощущаю своего возраста. Может, сказалось то, что я всегда была очень дружна со своими детьми, и когда они росли, я дружила и с их ровесниками, и с их родителями. Надо сказать, что дружна с ними и до сих пор. Может, сказалась моя работа. Наверняка. Ведь в центре культуры мы работаем с детьми, живем в их окружении и вместе с ними. Я очень люблю детей. Они мне всегда улыбаются, а я улыбаюсь им в ответ.

3

Вообще у меня много друзей. Есть и те, с кем я дружу по 30 – 40 лет. Это не значит, что мы общаемся каждый день. Но мы любим друг друга и помогаем друг другу, в любой, самой неприятной ситуации всегда готовы прийти на помощь. Есть друзья в Питере, в Москве, есть друзья и приятели на Украине. Есть и много хороших знакомы, с которыми мы поддерживаем дружеские отношения. Всякий раз, уходя на другую работу, я старалась оставаться с людьми в добрых отношениях. И по сей день я дружу с теми людьми, с которыми когда-то сотрудничала, работая в музее и театре. Я бы сегодня с удовольствием поработала с режиссёрами, с которыми мне повезло поработать прежде. Жизнь все-таки удивительная штука. Хотя бы потому, что дарит нам такие великолепные возможности – познать этот удивительный мир и людей, их характеры и таланты. Это дорогого стоит.

Подготовили: Валерия Золотарева, Анна Петрова