Перфекционизм в творчестве, любовь к детям и неугасающий юмор. Следуя этим трем фундаментальным правилам, создатель самых массовых постановок для Образцовой хореографической студии «Черное море», педагог народно-сценического танца Игорь Малега заслужил уважение нескольких поколений своих воспитанников. Вот уже двадцать лет он и его супруга Галина прививают «черноморцам» любовь к танцу, а наряду с ней – понимание того, что без полной самоотдачи на репетициях к выходу на сцену можно не торопиться.  

О том, как ему удается сочетать в работе жесткую принципиальность, требовательность, трепетность и любовь мы поговорили с Игорем Александровичем вскоре после юбилейного концерта студии, отметившей свое 20-летие 

Малега-интервью-А.-Петрова

– Игорь Александрович, примите наши поздравления в связи с юбилеем, а также с недавней победой юных воспитанников студии – Образцового хореографического ансамбля “Черное море” на Международном конкурсе-фестивале музыкально-художественного творчества в Ялте.

И сразу вопрос: как вам удается совмещать в себе «доброго» и «сурового» педагога? Нынешние воспитанники и выпускники, с которыми нам удалось пообщаться до и после мероприятия, называют вас «строгим весельчаком». Просто удивительный синтез. В чем секрет?

– Нет секретов. Просто я всех их люблю, они это чувствуют и отвечают тем же. Я танцевал всю жизнь, и жена моя тоже всю жизнь танцевала. При этом работать с детьми мы начали очень рано. Не только здесь в студии, мы работали и до этого в Днепропетровске, в Ставрополе, в Кривом Роге. Профессиональный педагогический стаж – это очень важно в нашей работе. Нам как-то проще уже все, наверное, потому что мы чувствует детей.

А жёстко то, что у нас нет не «блатных» вариантов – этого мы с женой не допускаем. В этом смысле я неподкупный. Главное, что я всегда говорил и говорю: чтобы чего-то добиться, надо работать. И для меня не важно, кто у ребенка родители: на сцену выходят только те дети, которые по-настоящему работают, “пашут”. Все это знают, понимают и к этому привыкли. На репетициях я могу намеренно повернуться спиной, и они сами всё отработают без моего участия.

А юмор – без него никуда. Это возможность расслабиться, посмеяться, в том числе и над собой. Очень помогает.  

– С детьми какого возраста вы работаете?  

Я веду старших ребят. Сначала в 9-10 лет они попадают к жене – Галина тоже педагог народно-сценического танца, только она ведет младших, и еще преподает технику танца. После 3-х лет обучения там они попадают в старшую группу – это уже выпуск школы – ко мне. То есть, она подготавливает деток, а я их забираю и мы оттачиваем уже мастерство. Старшие должны быть подготовлены. Всё взаимосвязано: если мы маленьких не подготовим, у нас не будет старших. Вообще у меня всё под контролем, я хожу на занятия и самым к младшим группам, смотрю на их подготовку. В сам процесс работы другого педагога я не лезу, не вмешиваюсь. Могу только подсказать, помочь.

– Расскажите, как и с чего началась ваша работа в студии?  

– Сначала началась работа в ансамбле. Сюда, в Севастополь мы с женой приехали из Москвы. Это был 1991 год. Город уже тогда был мне не чужой: в Севастополе в начале восьмидесятых годов я проходил срочную службу в Ансамбле песни и пляски Черноморского флота. Потом уехал и работал на Кавказе, потом в Москве. Сам я из Кривого Рога.

В «Чёрное море» нас пригласила Татьяна Викторовна Зенина, которая тогда была директором ансамбля “Черное море”, работавшего в Доме культуры.

– То есть вы успели застать момент формирования и самого ансамбля, для которого впоследствии и создавалась студия. Вспомните то время, когда все начиналось.  

Когда мы приехали, программа практически уже была сформирована, и я быстро вошёл в неё вместе с женой. Первая программа ансамбля была более народной. Это вообще был тогда более народный коллектив. «Когда начала работу студия, то в ней народное направление первое время оставалось тоже приоритетным, хотя были и другие.

– Вы могли бы сравнить то время и сегодняшнее. Что, на ваш взгляд, следовало бы, может, доработать, усовершенствовать?  

Да, в общем, ничего не нужно дорабатывать. Все уже сделано. Надо просто работать, работать и работать. Сейчас опять будем расширять репертуар.

Если политика разъединяет людей, то танец – объединяет. У нас в программе сейчас представлены танцы практически всех народов бывшего СССР. Есть и Восток, и Европа, и Америка – те же ковбои, например. Будет еще больше русских, украинских, белорусских, татарских, молдавских танцев. Много будет еще нового.

IMG_6992

– Сколько танцев поставили вы для студии «Черное море» и с чем вам больше всего нравится работать?  

Моих постановок всего 10. Это преимущественно большие, массовые танцы из программы – мне нравится работать с серьезными, объемными вещами.

Из моих – «Березка», «Встреча», «Цыганский танец», «Яблочко» – так часто называют танец, но на самом деле это сюита: большая композиция, которая начинается медленно, «раскачивается», потом там все бушует, мы в ней побеждаем шторм и невзгоды, и уже тогда начинается само «Яблочко».

Многие танцы, поставленные мной и Галиной, воспитанники студии танцуют сегодня вместе с артистами Государственного ансамбля танца. Эти танцы требуют от детей высокого уровня подготовки. Сейчас мы будем делать «Калинку».

– Что бы вы пожелали ребятам, которые задумываются над тем, чтобы связать свою жизнь с танцем?  

– Я бы не желал, я бы предупредил: нужно понимать, что на одних способностях далеко не уедешь, и трудиться придется всегда, с каждым годом все больше и больше.

Скажу, что люди, которые занимались у нас, они везде сегодня пробиваются, они чувствуют общество, не боятся людей, зрителей; они уверены в себе. Наши выпускники работают во многих городах России, Украины и за рубежом – танцуют и преподают.

Основа нашей студии – профессиональная хореография. Но дело даже не в том, выберет ли ребенок потом танец, хореографию своей профессией или нет. А в том, намерен ли он в принципе работать на результат. Работать ради приобретения умений и знаний. Если да – то все получится.

– Спасибо. Успехов вам и вашим воспитанникам! 

Подготовила: Анна Петрова. Фото: Валерия Золотарева