Академический симфонический оркестр Крымской государственной филармонии открыл свой 79-й абонементный сезон в Севастополе. И уже на первом концерте зрителей ждал сюрприз – вместо Александра Долинского, имя которого значилось в афишах, на сцене появился новый дирижер. О том, чем еще, помимо увлекательной музыкальной программы готовится оркестр удивить своих севастопольских поклонников, о новых людях и проектах коллектива, а также личном пути в музыку мы поговорили с главным дирижёром и руководителем АСО КГФ – Александром Михайловичем Долинским. 

Добрый день, Александр Михайлович! Поздравляем вас с открытием нового, как всегда многообещающего сезона. Сегодня на первом концерте детского абонемента, который только что завершился, зрители с удивлением встречали на сцене нового дирижёра. Хотя в афише были указаны вы. С чем была связана замена? Или это сюрприз? 

А. Долинский: Владимир Алексеевич  Агафонов – заслуженный артист Украины, профессор. Это опытный человек, который всю жизнь проработал дирижёром. Так случилось, что мы вместе неоднократно пересекались по работе. Когда-то и я был вторым дирижёром здесь, в Крымском академическом симфоническом оркестре, когда начинал дирижировать. Владимир Алексеевич тоже начинал свою работу здесь, в этом оркестре. Спустя время я заменил его в Академическом симфоническом оркестре им. С.С. Прокофьева Донецкой филармонии, где он проработал много лет.

Судьба так распорядилась, что он и я вместе оказались в Крыму, и вновь встретились в Ялте. Владимир Алексеевич изъявил желание поработать вторым дирижёром, что меня очень обрадовало. Мне нужен помощник, ведь одному вести все концерты и популярные и абонементные – это достаточно тяжело. Да и оркестру, наверное, видеть одного и того же человека надоедает.

Появление на сцене Владимира Агафонова в некотором смысле действительно должно было стать сюрпризом. Вообще в этом сезоне у меня возникла идея приглашать на концерты дирижёров из других оркестров и поэтому очень не просто сейчас сформировать абонемент на целый год. Раньше такая практика была, когда был Советский Союз. Тогда была система простая и очень надёжная, в том смысле, что были такие организации как «Росконцерт», «Союзконцерт», «Москонцерт», «Укрконцерт», «Киевконцерт». У них в планах были все дирижёры и солисты, и был так называемый «маршрут по Советскому Союзу». Было легко и просто рассчитать и представить на каждый месяц и на год программу. Мы могли на год напечатать программу и выдать её нашим слушателям, которые приходят покупать абонемент. Сейчас этой системы нет, и организовать концерт, саму поездку очень непросто. Поэтому мы можем планировать только даты концертов, а вот, что мы и как будем играть – спланировать заранее тяжело.

Александр Михайлович расскажите, как «собиралась» детская программа? 

А. Долинский: Мысли о формировании и названии для новых программ у нас уже были  весной, после окончания предыдущего абонементного сезона. Осуществить путешествие вокруг света за 7 концертов – это была идея нашего музыковеда и ведущей концертов, Марии Ладыки, а я эту идею поддержал.

А вот уже «начинка» концерта – это в основном была моя работа, но мне помогала Мария и Владимир Алексеевич. Мы все в этом участвуем, и в дальнейшем это тоже будет совместная работа. Чтобы произведения были выигрышные, популярные и знакомые, мы будем подбирать музыку яркую, популярную, приятную, мелодичную рассчитанную на детскую аудиторию.

Сегодня дети побывали в Испании, Франции, Норвегии, Англии, Германии и Венгрии. Куда продолжите путь?

 А.Долинский: Планируем осветить всю мировую культуру, затрагивая Европейский континент, откуда берёт своё начало вся симфоническая культура: Северную и Южную Америку, Восточную Европу, Азию. Мы хотим освятить тот музыкальный пласт, который связан с национальными композиторами и национальной музыкой. Хотим  показать народную музыку – яркую, национальную, колоритную, которая отражает национальные черты характера каждой из стран. Так же мы планируем, детские концерты сопровождать видеорядом, чтобы у детей помимо музыкального впечатления были ещё и визуальные.

IMG_9442

Из чего формируется «взрослая» программа? Почему именно «100 великих симфоний» и какие композиторы будут представлены? 

А. Долинский: Сейчас стало модно так называть какие-либо концерты или события, допустим: «100 знаменательных дат» или «100 великих городов». А мне пришло в голову: почему бы не сделать «100 великих симфоний»? Это не значит, что я буду играть все 100 великих симфоний. За год это просто нереально сделать. Возможно, мы продолжим эту тему в последующих абонементах. 100 великих – имеется в виду самые значимые симфонии в истории музыкальной литературы, они, конечно же, будут.

Все гениальные композиторы будут охвачены: Гайдн, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Шуман, Малер, Шостакович, Прокофьев, Рахманинов. Конечно, сейчас я не могу сказать, в каком месяце и какая прозвучит симфония, но это и не столь важно. Важно, чтобы публика, которая любит музыку, имела возможность приходить на все концерты и услышать гениальные произведения.

Возможно, это будут и не симфонии. Скорее всего, в декабре я сыграю сюиту из балета «Спартак». Это шикарная, красивая и ярчайшая музыка. Она очень нравится людям.

Конечно, мы охватим и знаменательные даты. Я бы хотел отметить как дату юбилей Георгия Свиридова, Арама Хачатуряна. Юбилей Чайковского мы отмечаем весь год, и сегодня, на нашем первом концерте для взрослой аудитории мы играли его симфонию «Манфред» – это одно из моих любимейших произведений. Открою секрет – это была моя первая пластинка, которую я купил в детстве. Это моё первое музыкальное впечатление. Я случайно зашёл в магазин и увидел красивую пластинку, с красивым названием, купил её, и это первая моя пластинка с симфонической музыкой которую я услышал впервые в жизни. Я тогда испытал столько эмоций, мне так это нравилось, я не мог наслушаться.

Взрослая программа будет исключительно академической или будут все же какие-то сюрпризы?

 А. Долинский: Всё-таки, абонементный сезон подразумевает в себе серьёзную музыку, серьёзные концерты. Другое дело, что мы планируем приезжать не только с абонементными концертами, но и с отдельными концертами, с концертами популярной музыки.

У меня много мыслей  по отдельным от абонемента концертам. Например, я бы хотел отметить отдельно юбилей композитора Андрея Петрова – сыграть музыку из кинофильмов, для которых он писал. Я хочу, чтобы люди в течение года получали не только серьёзные симфонии, но и слушали популярную музыку, это может быть и оперетта, и мюзиклы.

Важно только найти зал и организовать концерт. Сейчас это очень тяжело – и технически и материально. Найти лояльные условия для организации, перевозки инструментов, организовать автобусы для музыкантов достаточно тяжело. Очень много идей, но далеко не все получается воплотить в жизнь.

IMG_9496

То, что оба концерта – и детский, и взрослый проходят в один день, это такая задумка?

 На самом деле, это на сегодняшний день необходимость. Не очень удобно проводить сразу два концерта, да еще и подряд.  Получается так, что родители приходят на детский концерт, а после вынуждены уводить ребёнка, при этом самим хочется остаться на взрослый концерт. В советские времена мы приезжали в субботу и вечером давали концерт для взрослых. Родитель получал свой серьёзный субботний концерт, а в воскресенье  утром мы давали детский. Но сейчас всё упирается в финансовый вопрос. Тогда мы оставались ночевать в гостинице, сейчас мы не можем себе этого позволить, и вынуждены отрабатывать все в один день. Пока так, но, мы надеемся, что ситуация со временем изменится, и все будет так, как удобно всем. 

Как, по вашему мнению, нужно привлекать детей к классической музыке? 

 А. Долинский: Сейчас дети с рождения уже владеют компьютером. Это, может быть, и не плохо, но это им порой заменяет, к сожалению, всё. На самом деле живое общение, живую музыку ничем не заменишь. Поэтому единственный вариант  – это приводить детей в концертный зал, чтобы «вживую» слушать инструменты. Ребёнок должен своими глазами увидеть оркестр, музыкантов, услышать инструменты, научиться их отличать по звучанию.

Кроме того, чтобы заинтересовать детей классической музыкой, мы планируем делать сказки. Актёр на сцене будет читать сказку под музыкальное сопровождение – это будет и музыкальное восприятие, и визуальный контакт. В каком зале мы будем это делать, я пока не знаю, но  это точно будет в Севастополе.

Вы довольны тем, как вас встречают в Севастополе? Какие вообще впечатления от города?

 Я и мы все очень любим Севастополь. Конечно же, я очень рад, что меня помнят здесь, и что так хорошо принимают каждый раз – это действительно очень приятно. Со своей стороны скажу, что мы будем стараться, чтобы публика всегда оставалась довольна, и с радостью приходила на наши концерты. Мы вас тоже поздравляем с открытием сезона. Дальше все будет только интереснее. Приходите.

Спасибо за интересную беседу и до скорой встречи на концерте!

 Подготовили: Валерия Золотарева, Анна Петрова