В рамках проекта СЦКиИ “Урок живой музыки в твоей школе” 16 марта состоялся первый концерт Севастопольского симфонического оркестра для учащихся ФГКОУ СОШ № 8 Министерства обороны Российской Федерации имени 850-летия Москвы.

«Задача-максимум – вызвать любовь детей к музыке. Задача-минимум – заинтересовать их музыкой». Такое ёмкое и всеохватывающее кредо музыкального просветительства сформулировал еще в прошлом веке выдающийся советский композитор, блестящий пианист и дирижёр Дмитрий Борисович Кабалевский, давший начало беспрецедентному в истории отечественной культуры проекту – музыкально-просветительской работе с детьми в масштабах всей страны.

Возобновляя традиции музыкального просвещения в школах Севастопольский симфонический оркестр открыл сезон выездных филармонических концертов для детей. И первой школой, гостеприимно распахнувшей двери перед музыкантами, стала средняя общеобразовательная школа №8 Минобороны России.

И, судя по тому, как восприняли долгожданное мероприятие дети, главные задачи, поставленные организаторами проекта, были достигнуты, а цели даже превзошли ожидания.

Лидия Скокова – учащаяся 3-А класса: “Я люблю смотреть по телевизору как играют музыканты, как играет оркестр, смотреть балет и слушать музыку. А сегодня я впервые увидела оркестр вживую, и мне так понравились музыканты, какие они молодцы! Больше всего была приятна весёлая музыка – я сама по себе обычно весёлая. Хочу стать музыкантом, хочу играть на скрипке. Надо у мамы узнать, как мне пойти учиться!”.

Варя Граф –  учащаяся 3-Б класса: “На концерте я чувствовала себя необычно, было как-то волшебно слушать такую музыку. Я первый раз слушала классическую музыку вживую. Было волнительно, даже не знаю, как описать. Когда играла весёлая музыка, мне прямо захотелось встать и танцевать. Очень впечатлил концерт”.

Рита Гузь – учащаяся 3-Б класса: “Эти мелодии, которые звучали на концерте, мы уже изучали на уроке музыки в школе и слушали, но только в записи. Мне всё очень понравилось. Настоящий оркестр я сегодня увидела впервые – это было необычно и странно, потому что я не знала, как это все происходит”.

Анастасия Молькина – учащаяся 2-А класса: “Сегодня я увидела симфонический оркестр. Они играли на скрипках, виолончелях, контрабасах. Я знаю все эти инструменты, потому что мы изучали их на уроке музыки. На музыкантов и дирижёра было очень интересно смотреть. Я чувствовала радость и печаль в зависимости от музыки. Никогда раньше не была на концертах такой музыки”.

Присутствовавшие на концерте педагоги с интересом и вниманием наблюдали не только за музыкантами и происходящим на школьной цене, но и за маленькими зрителями. Наставники подметили, как удивительно преображались в течение всего музыкального часа детские лица, как временами задерживалось дыхание и блестели их глаза.

Ольга Поливарова – заместитель директора по учебно-воспитательной работе: “Я сегодня увидела, как они погрузились в музыку, и больше чем уверена, что каждый думал о чём-то своём, каждый фантазировал – это было видно по их глазам. В зависимости от музыки менялись и их эмоции, а эмоции, которые мы выражаем, это одно из главных движущих сил организма, состояние нашей души. В нашей школе мы стараемся гармонично воспитывать детей во всех сферах: нравственной, героико-патриотической, духовной, трудовой и, конечно, эстетической. Ведь как говорят: “Если человек красив душой, то красив и внутренне.

Некоторые дети занимаются в музыкальных школах города и знакомы с классической музыкой, но есть семьи, где  родители в силу своей занятости не могут водить детей ни в музыкальные школы, ни на такие концерты. Я уверена, что около 60% детей, которые были сегодня здесь, впервые услышали игру настоящего оркестра, который исполняет такую замечательную музыку. А какой замечательный лектор-музыковед – обаятельная, тонкая и настоящий психолог.

Сейчас у нас проходит “Неделя эстетического цикла”, в рамках которой проводятся открытые уроки и концерты, поэтому когда руководство Севастопольского центра культуры и искусств обратилось к нам с предложением провести концерт классической музыки, мы с удовольствием согласились и нисколько не пожалели.  Сегодня мы увидели, как музыка влияет на детей, насколько это чудесно, гармонично и удивительно. Как сияли их лица, как в такт музыке они дирижировали и хлопали, как пытались изобразить игру на инструментах – кто на скрипке, кто на контрабасе. Всех впечатлений не передать”.

В программе концерта прозвучали восемь пьес из “Детского альбома” Петра Ильича Чайковского: “Утренняя молитва”, “Марш деревянных солдатиков”, “Нянина сказка”, “Мужик на Гармонике играет”, “Баба Яга”, “Шарманщик поёт”, “Игра лошадки” и “Полька”, а так же две части концерта №3 – “Осень” из цикла “Времена года” Антонио Вивальди.

Татьяна Сафиуллина – учитель музыки, председатель методического объединения учителей эстетического цикла: “Так совпало, что буквально сегодня на уроке музыки мы с первыми классами изучали “Детский альбом” П. И. Чайковского. О том, что оркестр подготовил именно эту программу, не знал никто, поэтому для всех, как для детей, так и для учителей, это стало сюрпризом. Очень интересно детям было узнать, как называются инструменты, поэтому я попросила музыкантов рассказать о них. Некоторые дети видели, сегодня классические инструменты впервые, узнали, что они делаются из дерева, с удивлением и интересом рассматривали их.

Я всегда обращаюсь к словам В. А. Сухомлинского: “Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека”. Классическая музыка в первую очередь развивает гармонию и человеческие качества. Музыка облагораживает, упорядочивает, заставляет думать. Приобщать детей к классической музыке – это основа воспитания. Несмотря на то, что сейчас большое разнообразие музыкальных направлений, на самом деле дети очень хорошо относятся и воспринимают именно классическую музыку. Я считаю, что всю основу воспитания любви детей к музыке заложил Дмитрий Борисович Кабалевский. Это его система, по которой дети знают, как надо слушать и слышать музыку. Это не просто за прослушивание музыки получать оценку – нет. Нужно работать с учебником, стараться понять музыку. Форм деятельности и методов работы очень много. Такой концерт – замечательная идея”.

Первый “Урок” в выбранном формате школьных концертов впечатлил и самих музыкантов. Ведь с таким искренним, непосредственным и восторженным зрителем общаться посредством музыки – одно удовольствие.

Владимир Ким – заслуженный деятель искусств Украины, лауреат премии Республики Крым, художественный руководитель и главный дирижёр ССО: “Мы в восторге от того, как всё было организовано! Не удивлены, что дети по-настоящему здорово воспринимают живую классическую музыку, которую написали великие композиторы. Она написана так, что ни один человек, тем более ребёнок, не может остаться равнодушным к прекрасному ее звучанию. Мне кажется, мы должны сделать как можно больше таких концертов. Благодаря этому наши дети, те поколения, которые придут за нами, будет выше, чище, красивее, изящнее, и это будет гордость нашей страны”.

Следующий концерт Севастопольского симфонического оркестра в рамках проекта СЦКиИ “Урок живой музыки в твоей школе” пройдет 22 марта в Средней общеобразовательной школе №3 с углубленным изучением английского языка. В программу войдут все четыре виртуозных скрипичных концерта из цикла венецианского композитора А. Вивальди, а также музыку П. И. Чайковского. Урок рассчитан на один час.

Фото: Валерия Золотарева