Последняя пятница января в СЦКиИ вошла в культурный календарь Севастополя и его симфонического оркестра как знаковый день – день первого в наступившем 2018 году концерта академической музыки от ведущего профессионального инструментального коллектива города и молодых солистов, один из которых – совсем юный уроженец Севастополя к своим тринадцати годам успел объездить почти всю Европу.

Открыла музыкальный вечер сюита №1  Эдварда Грига, написанная к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт” почти полторы сотни лет назад. На несколько недолгих, но сказочных минут она увлекла за собой музыкантов и слушателей в удивительный нордической мир с его особой загадочностью и мистикой в природе, нравах, фольклоре и музыкальном творчестве, проникнутом интонациями стародавних народных норвежских мелодий. Увенчанное одной из самых популярных классических композиций – “В пещере горного короля” четырехчастное произведение задало настроение и атмосферу всему вечеру.

Новый творческий год Севастопольский симфонический оркестр решил начать с яркого и запоминающегося концерта, мгновенно пополнившего копилку весомых проектов коллектива, осуществляемых в рамках реализации государственной программы поддержки академического искусства в России.

Владимир Ким – художественный руководитель и главный дирижер Севастопольского государственного симфонического оркестра, заслуженный деятель искусств Украины: «Это концерт классической музыки, то есть это то, к чему мы призваны. Тысячи слов не хватит, чтобы описать такую музыку. Музыку, прослушав которую, начинаешь по-новому смотреть на людей, на мир, на искусство, на жизнь вообще. По-новому начинаешь слушать себя самого, собственные эмоции и чувства. А ведь все это – новые уровни человеческого восприятия и развития, собственно, это эволюция души, без которой невозможна никакая иная эволюция общества».

Вместе с оркестром участие в концерте приняли молодые солисты, имена которых, несмотря на существенную разницу в возрасте, известны и в России, и в Европе, и в Америке. Пианистка, клавесинистка и композитор Елена Чупахина выпускница Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова уже много лет живет и работает в северной культурной столице. Девушка многократный лауреат всероссийских и международных конкурсов, много выступает сольно и в дуэтах, играет с известными ансамблями и оркестрами, являясь постоянной участницей фортепианного абонемента в Шереметьевском дворце и концертов фортепианных ансамблей в Доме Композиторов. В прошлом году продемонстрировать свой талант Елене довелось далеко за океаном – перед американской публикой в Карнеги-холле.

А вот в Севастополе пианистка выступила впервые, при том, что давно считает его своей второй родиной. Уроженка Североморска Елена часто наведывалась сюда – в город, в котором живет ее бабушка и где учился отец, проводила здесь каждое лето. Перед премьерой всего три совместных репетиции – на большее времени нет ни у оркестрантов, ни у солистки, приехавшей незадолго до концерта и улетающей почти сразу после него, и вот уже – долгожданный день.

Мечта сыграть с севастопольским оркестром ее не покидала с самого первого дня после воссоединения Крыма с Россией. Девушка сама заявила о своем желании и даже специально разучила для совместного выступления концерт Грига, который хотела исполнить впервые именно здесь, в Севастополе. На этот новый год заветное желание сбылось.

Елена Чупахина: «Я хочу выразить огромную благодарность Владимиру Николаевичу за то, что он  согласился сотрудничать. К Севастополю я отношусь очень трепетно, и для меня очень важно здесь выступить. В моем репертуаре много виртуозных и серьезных с профессиональной, технической точки зрения произведений, в частности Рахманинова, Сен-Санса, Шопена, но здесь хотелось сыграть с оркестром именно Грига. На мой взгляд, это один из самых лаконичных, лирических и красивых концертов, который с первой и до последней ноты слушается на одном дыхании. В нем существует какая-то монументальная красота. Она мне кажется непосредственным изображением норвежской природы, которая полностью поглощает. Два года назад я была в Норвегии, и у меня до сих пор перед глазами стоят картины этой природы, которая, с одной стороны, очень близка нашему российскому Северу, где я родилась, а с другой – сильно отличается от нашей русской природы. Это бесконечная, всепоглощающая, незыблемая, первозданная красота, которую в своем произведении Григ выразил, на мой взгляд, очень точно, талантливо и полностью. Когда я сама слушаю этот концерт и когда играю ей, то нахожусь в каком-то бесконечном восторге от музыки. И я очень надеюсь, что мне удастся передать это ощущение севастопольскому зрителю».

Чтобы добиться этого каждый музыкант использует свои особые приемы. На помощь приходят и опыт, и артистизм, и умение убедительно вести диалог с оркестром. Судя по реакции зрителей, передать атмосферу, проиллюстрированную композитором в музыке, а также все то, что чувствовала сама во время ее исполнения, питерской гостье все-таки удалось. Аплодисменты не затихали долго, так что Елене пришлось трижды возвращаться на сцену, прежде чем покинуть ее с яркими букетами цветов.

Особое впечатление на слушателей произвел прозвучавший во втором отделении концерт Юлиуса Конюса для скрипки с оркестром, соло в котором исполнил Матвей Блюмин. Решение сыграть это произведение здесь, в Севастополе, было не случайным. В щемящую страстную музыку юный скрипач буквально сразу влюбился, прослушивая однажды осенним вечером старые записи и вдруг открыв для себя это произведение в исполнении Яши Хейфец. Из Москвы мальчик тут же позвонил матери, мнению которой очень доверяет, и попросил оценить свой выбор музыки для одного из ближайших концертов. Поддержали его и семья, и педагог Мария Белугина, с которой он вскоре приступил к разучиванию концерта. Исполнение его с оркестром в Севастополе стало для Матвея премьерным.

Матвей Блюмин: «Я часто и много слушаю записи концертов, в том числе старые записи. Эта музыка меня просто потрясла, покорила. Концерт технически довольно сложный, очень романтический и в то же время драматический – внутренне, по своему характеру, темпераменту очень мне близкий. И я очень рад, что впервые сыграл этот концерт  именно здесь с оркестром Владимира Николаевича Кима».

Начальное образование мальчик получал в родном Севастополе, где учился у разных педагогов. Впервые скрипку Матвей взял в руки, когда ему было пять лет, и с тех пор с ней не расстается. Сегодня в свои тринадцать он много выступает в Санкт-Петербурге и, конечно, в Москве, где с недавних пор живет и обучается в музыкальной школе при Российской Академии музыки имени Гнесиных. В разные годы юный талантливый скрипач, постоянно участвующий в музыкальных проектах, становился лауреатом и дипломантом конкурсов и фестивалей, благодаря чему уже успел объездить почти всю Европу – побывал в Италии, Швеции, Франции, Великобритании, Германии, Бельгии и других странах.

Декабрь минувшего года для Матвея Блюмина ознаменовался новой победой, завоеванной на Всероссийском конкурсе юных талантов «Синяя птица». И уже в январе 2018 в рамках фестиваля искусств “Русская зима” скрипач незабываемо исполнил музыку Джона Уильямса “Колыбельная для ангела” из к/ф “Список Шиндлера” в концертном зале имени П. И. Чайковского, сыграв как финалист конкурса вместе с известным на весь мир пианистом-виртуозом, народным артистом России Денисом Мацуевым. (Именно “Колыбельную” скрипач сыграет с севастопольским оркестром на бис в этот вечер по многочисленным просьбам зрителей). Не так давно в Москве все в том же зале им. Чайковского Московской филармонии на концерте с говорящим названием “В стиле танго” Матвей исполнил совсем иную по характеру, жанру и стилю музыку совместно со Светланой Безродной и ее оркестром “Вивальди”. А буквально несколько дней назад вернулся из Швейцарии.

Матвей Блюмин и Денис Мацуев на фестивале искусств “Русская зима”. Январь, 2018. г. Москва, конц. зал им. Чайковского. Иллюстрация: скриншот видео ТК “Россия” на Вести. ру

Инструментом юный музыкант владеет для своего возраста более чем великолепно, чутко при этом чувствуя каждый звук и отзвук, каждый отдельный музыкальный образ и сюжет в целом. Концертный график нашего талантливого земляка очень плотный. Впереди по-прежнему очень много исполнительской работы, в том числе выступлений на московских сценах.

В планах у Матвея, по его собственным словам, “учиться, учиться и учиться”. С благодарностью и любовью он вспоминает всех своих учителей, а также директора музыкальной школы №1 Татьяну Аркадьевну Ким и, конечно, Владимира Кима, с оркестром которого много и плотно работал на заре своего профессионального творческого пути.

Матвей Блюмин на концерте в рамках проекта Севастопольского симфонического оркестра “Дети – детям”. Севастополь, СЦКиИ, май 2015

Этот концерт Матвей дарил всем севастопольцам и, конечно, своей большой семье, которую любит, по которой очень скучает в Москве, и которая в полном составе явилась в этот вечер на концерт. Особое место в программе заняло известное танго аргентинского композитора Астора Пьяццоллы “Oblivion” (“Забвение”) – еще одно произведение, сыгранное на бис, которое Матвей сыграл, посвятив свое исполнение дедушке. Несмотря на преклонный возраст – мужчина готовится отметить девяностолетний юбилей – получивший от внука музыкальный презент родственник присутствовал в зале на протяжении всего концерта, и даже к концу его выглядел впечатленным и бодрым – как и полагается человеку, умеющему слушать, слышать и чувствовать классическую музыку, способную исцелять и вдохновлять.

По окончании концерта зал аплодировал стоя.

В родительском доме в Севастополе Матвей пробудет каких-то несколько дней, но очень надеется, что возможность сыграть в родном городе на одной сцене с любимым оркестром, с сотрудничества с которым по сути и началась концертная деятельность маленького одаренного скрипача, и с которым в большой степени связано последующее его восхождение к профессиональным вершинам, непременно скоро представится.

Надеются на это и севастопольские зрители, с нетерпением ожидающие новых концертов оркестра с участием талантливых земляков, отправившихся завоевывать музыкальный мир на Большую землю, и гостей города.

Алёна Ильчук, зритель: “Я не знала, что Матвей из Севастополя, его музыку слушала на канале “Культура”. Он просто божественно играет на скрипке! Я очень горда, что этот талантливый мальчик из нашего города. Думаю что Севастополь тоже должен им гордиться. От игры Матвея сегодня получила незабываемые впечатления. У меня то накатывались слёзы, то были “мурашки”, то появлялось чувство умиротворения внутри. Вообще весь концерт получился замечательный!”.

Галина Полуэктова, зритель: “Я знакома с семьёй Блюминых уже очень давно и являюсь большой поклонницей таланта этих замечательных детей. Семья делает абсолютно всё для их развития. Матвей очень быстро растёт. Сегодняшняя его программа достойна выпускного класса консерватории. Игра блестящая, знаете, это такой был “девятый вал” как у Айвазовского. Я в своё время закончила музыкальное училище по классу рояля, много преподавала и за свою жизнь слышала очень много скрипачей. То, что делает Матвей, это поразительно. Я не пропускаю ни одного его концерта в Севастополе и считаю, что он наше светило. Сейчас я активно занимаюсь проектом по записи на диск всей программы Матвея, и надеюсь, что всё получится”.

Анна Семенова, зритель: “Замечательные произведения выбраны, замечательные солисты, замечательный вечер! Сюда на концерты оркестра в центре культуры я прихожу часто и каждый раз с наслаждением погружаюсь в эту чудесную атмосферу, а ухожу в приподнятом настроении, одухотворенным, другим человеком. Очень приятно и радостно, что наш Севастополь влечет к себе музыкантов со всей России и, конечно, особенно отрадно, что наши “звездочки”, наши таланты, хоть и разъезжаются, чтобы продолжать образование и покорять мир, все равно возвращаются в родной Севастополь, чтобы подарить нам эти минуты радости, эти концерты. Спасибо всем!”.

Анна ПЕТРОВА, Валерия ЗОЛОТАРЕВА