«Литературный театр Олега Попова» представил в Севастополе премьеру моноспектакля, посвящённого 100-летнему юбилею одного из центров культурной жизни России в начале ХХ века – питерского Арт-кафе «Бродячая собака». Показ состоялся в Севастопольском центре культуры и искусств.

“Cave canem”, что в переводе с латыни означает “Бойся собаки” – этот девиз в 1912 году ставился в углу всех концертных повесток литературного-кафе «Бродячая собака». Именно здесь выдающиеся поэты-бунтари так называемого “Серебряного века” – Надежда Теффи, Осип Мандельштам, Игорь Северянин, Александр Блок, Марина Цветаева, Владимир Маяковский, Константин Бальмонт и другие устраивали ночные встречи с выступлениями и дискурсами до самого утра. Здесь впервые читали они свои смелые стихи, высказывали мнения о социальной жизни и политике в России, дебоширили, играя на нервах и чувствах гостей, приходивших заглянуть в “творческий богемный подвал” и послушать ораторов.

В то смутное время многие образованные люди, сочувствовашие простому народу, желали нового слова и больших перемен, ища все это в каждой строчке новых стихов от по сути революционных поэтов.”Бродячая собака” притягивала к себе всю мятежную “золотую молодежь”, политическую и творческую элиту Питера. В числе завсегдатаев были не только писатели и поэты, но и артисты, врачи, учителя, юристы, инженеры, музыканты. Здесь они искали и находили созвучие своим мыслям и настроениям, свободно высказывались, вскрывали пороки и ошибки власти, несправедливость, немилость и насилие, царящее в тысячах и миллионах голов по всей стране.

Олег Попов: “Безусловно, я считаю, что эти поэты основательным образом повлияли на причины возникновения революции. Я считаю, что в революции виновны все безусловно. Но они же сами знали, что “поэт в России – больше, чем поэт”. Это всем известно, и не нами придумано. Поэтому ответственность лежит и на них. В моем спектакле размышления на эту тему. Я рассуждаю, почему именно это поколение поэтов – лучших представителей русской литературы, привело к тому, что у нас в стране возник 1917 год со всеми революциями, гражданскими воинами и прочим дерьмом, которое мы хлебали  весь оставшийся 20 век”.

Богемное место, в названии которого с горьким юмором был обыгран образ своенравного художника – бездомного пса, действовало с 31 декабря 1911-го по 3 марта 1915 года: закрыто заведение было во время Первой мировой войны, сразу после антивоенного выступления Маяковского. На том же самом историческом месте и под тем же самым названием литературно-артистическое кабаре “Бродячая собака” или “арт-подвал”, как его называли и раньше, открылся лишь в 2001 году на волне все сильнее подогревавшегося интереса к истории дореволюционной России и ее “Серебряному веку”.

Свой интерес этой темой актер и режиссер Олег Попов объясняет желанием понять, как могли люди, искренне любящие свою страну, повлиять на ее разрушение.

Олег Попов: “Вот такой парадокс мне стал интересен. Мне самому хочется понять, как эту любовь понимали люди, жившие в начале XX века, лучшие представители своего времени. И поэтому я взял именно эту тему – тему любви у поэтов “Серебряного века”. Мне давно нравились и нравятся Северянин, Маяковсий  и Гумилёв – это если говорить о мужчинах, а из женщин, в том смысле, в котором они задумывались на эту тему, Ахматова и Цветаева”. Особенность актёрской натуры состоит в том, что когда начинаешь во что-то серьёзно погружаться, то влюбляешься по-настоящему”.

В Петербурге этот спектакль Олега Попова уже был показан дважды. Для Севастополя и Крыма постановка стала премьерной.

Подготовила Валерия ЗОЛОТАРЕВА, фото автора