Он играл даже зубами! Балалаечник, исполнитель-виртуоз и композитор Алексей Архиповский покорил севастопольскую публику, выступив на сцене СЦКиИ 14 сентября.
На сцене только стул, свет и звук, и это всё что нужно артисту для того, чтобы перевернуть представление зрителя о простом русском инструменте. Если заранее не знать, на чем будут играть, и начать слушать с закрытыми глазами, то ни за что не скажешь, что звучит именно балалайка. Гитара, гусли – да, но только не то, что оказывается на самом деле.
Сказать, что Архиповский играет мастерски, виртуозно – ничего не сказать. То, как он извлекает звук, и насколько этот звук волшебный – просто за гранью понимания. Ведь это три струны!
Балалайка подключена к колонкам, которые расставлены таким образом, что кажется, будто завораживающее звучание льётся отовсюду, со всех сторон.
Какие эмоции у самого Алексея вызывает музыка, которую он исполняет, можно наблюдать на лице артиста и в каждом его жесте. Впечатление, что всем своим телом он переживает каждую ноту. Он то пританцовывал, то подпевал в голос, то отбивал такты ногами и мотал головой так, как это делают на своих концертах рок-музыканты в кульминационные моменты. Создавалось впечатление, что находишься ты не на выступлении одного артиста, а в театре, и перед тобой разворачивается полноценное театральное действие. Это как раз то, чего добивается от себя и своего инструмента артист.
Алексей Архиповский: “В моих концертах на сцене нет больше никаких инструментов, нет фонограммы, нет никаких других людей, потому что мне нравится жанр моноспектакля – диалог с инструментом наедине и наедине со зрителем. Мне нравится эта форма больше, чем совместное творчество”.
“Дорога домой” – так назывался концерт, и в этом назывании, по мнению Алексея, каждый найдёт свой смысл.
Алексей Архиповский: “Я исполняю собственную музыку, которую пишу; играю то, что мне нравится, что дорого и, если это находит отклик у людей, то это очень приятно. У меня новая балалайка, которую я приобрёл совсем недавно – это уникальный инструмент 1915 года, и у нас с ней очень интересные отношения. Мы сейчас с ней разговариваем, договариваемся, пытаемся общаться со сцены с зрителем”.
Алексей владеет уникальными техниками игры, среди которых – виртуозная игра флажолетами. Но главное, по словам музыканта, вовсе не приемы как таковые.
Алексей Архиповский: “Перечислять техники можно долго, на самом деле не является задачей придумать новый приём, он рождается из художественной задачи. Мне нужен такой-то звук, и он изобретается каким-то способом. Можно хоть носом играть, лишь бы был художественный результат”.
Участник фестиваля “Мамакабо” и движения “Этносфера”, которые популяризируют современную русскую музыку, не вписывающуюся в традиционный формат, а также множества международных джазовых фестивалей и фестивалей российской культуры, проходивших как в России, так и за рубежом (США, Китае, Франции, Болгарии, Южной Корее, Германии, Испании), советский и российский музыкант Алексей Архиповский на сегодняшний день признан лучшим балалаечником современности, заново открывшим звучание русской балалайки. И в этом севастопольцам удалось убедиться своими глазами.
Подготовила Валерия ЗОЛОТАРЕВА, фото автора.