По инициативе руководства СЦКиИ и Севастопольского симфонического оркестра 17 апреля 2017 года в Севастополе стартует Первый фестиваль оперной музыки имени Л. В. Собинова.

В наступившем году исполняется 145 лет со дня рождения Леонида Витальевича Собинова, оперного певца, одного из крупнейших представителей русской классической вокальной школы. Имя выдающегося тенора неразрывно связано и с Севастополем.

17 апреля в Севастопольском центре культуры и искусств пройдет открытие оперного фестиваля, посвященного юбилейной дате и яркому творчеству Леонида Собинова. О программе и формате мероприятия, а также его перспективах мы попросили рассказать художественного руководителя и главного дирижера оркестра Владимира Кима.

Но прежде нам бы хотелось предложить вам ближе познакомиться с судьбой самого знаменитого русского артиста. Леонид Собинов достоин того, чтобы наши севастопольские читатели и зрители больше знали о нем не только как о певце, но и как об организаторе и реформаторе, в кротчайшие сроки сформировавшем новые координаты для развития оперного искусства, музыки и театра в их родном городе Севастополе, заложив основы в 20-х годах прошлого века.


Имя Леонида Витальевича Собинова стоит в одном ряду с такими величайшими деятелями русской и мировой музыкальной культуры, как Рахманинов, Скрябин, Шаляпин. Выдающемуся тенору принадлежит заслуга органичного соединения школы итальянского бельканто с традициями русской драматургии, а также создание оперной школы, основанной не только на музыке и пении, но и на театральном действии.

Русский оперный певец, обладатель  проникновенного лирического тенора Леонид Витальевич Собинов родился 7 июня (26 мая по старому стилю) 1872 года в Ярославле, в семье купца. Петь он начал еще в детстве – в хоре при церкви Демидовского юридического лицея (позднее – Ярославский государственный университет, расформированный в 1924 г.)

В 1881 году юноша поступил в мужскую гимназию имени Александра I Благословенного, которую окончил с серебряной медалью. А в 1888-м состоялось его первое серьезное выступление на гимназическом благотворительном вечере, где он исполнил сольную партию в хоре из оперы Вильбоа «Наташа, или Волжские разбойники».

В 1890-м Собинов поступил на юридический факультет Московского университета, окончил его в 1894 году и стал работать помощником присяжного поверенного у известного адвоката. При этом с музыкой и пением Собинов не расставался. Еще во время учебы в университете он принимал участие в студенческом хоре, а с осени 1892 года начал занятия вокалом в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, где проучился до 1897 года. В это же время Леонид Витальевич выступал в итальянской оперной труппе. Окончив училище, он дебютировал в Большом театре и стал его солистом. При этом в разные годы выступал за рубежом во многих театрах с мировой известностью: исполнял традиционный итальянский репертуар в театре «Ла Скала» в Милане (1904—1906), гастролировал в театре князя Монакского в Монте-Карло (1907), выступал в театре “Реаль” (Teatro Real) в Мадриде, театрах Лондона, Берлина и Парижа (1909). После 1917 года Леонид Собинов стал первым выборным директором Большого театра, с которым был связан на протяжении всей своей дальнейшей творческой деятельности, во многом способствовал сохранению артистического коллектива.

В 1920 Собинов прибывает в Севастополь. С весны этого года он жил в Балаклаве, на даче театрального критика, Александра Кугеля. Здесь же родилась дочь Собинова, Светлана.

Немногим после перехода власти в Севастополе в руки Революционного комитета, в ноябре 1920 года, Леонид Витальевич был арестован и посажен в севастопольскую тюрьму: поводом для задержания послужила его дорогая шуба. Разрешиться недоразумению помогло вмешательство красноармейца, командира взвода А. Долгова – бывшего студента, посещавшего концерты Собинова в Санкт-Петербурге, благодаря которому артист и был освобождён. Уже спустя неделю после этих событий Леонид Витальевич назначают заведующим подотделом искусств Севастопольского отдела народного образования.

Считается, что именно Собинов является одним из основателей современного Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского.

По его инициативе приказом Ревкома № 132  от 14 декабря 1920 года 1-й Советский театр (бывший театр «Ренессанс», открытый в 1911 г.) был переименован в театр имени А.В. Луначарского. Именно его усилиями в конце 1920 в Севастополе открылся оперный театр и симфоническая филармония им. Луначарского, начала работу драматическая труппа им. Карла Маркса, а так же подвижные театры обслуживавшие военные гарнизоны.

При этом Леонид Собинов не только активно занимался организационной работой, но и много пел, часто выступал в клубе «Красный металлист», давал сольные концерты перед рабочими коллективами. Деньги, полученные за представления, он передавал в фонд помощи беспризорным детям.

Севастопольский писатель Михаиль Лезинский вспоминал: “В «собиновские годы» культурная жизнь города была необычайно насыщенной: на бульварах и скверах звучала музыка… в оперном театре шли шедевры русской и зарубежной классики”. Корней Чуковский в своих воспоминаниях также отмечал, что Собинов очень много занимался благотворительностью, помогал студентам, делал подарки различным нуждающимся обществам и организациям.

В апреле 1921 году Собинов покинул Севастополь и вернулся в Москву, где вновь возглавил Большой театр. В 1933 году, в возрасте 60 лет, Леонид Витальевич покинул сцену. А еще спустя год покинул мир: в октябре 1934 он умер во время гастрольной поездки в Ригу. Тело легендарного тенора было перевезено в Москву специальным траурным поездом. Леонид Собинов похоронен на Новодевичьем кладбище.

Леонид Собинов был отмечен почетным званием Солиста Императорского величества (1913 г.), званием Народного артиста РСФСР (1923 г.), а в 1933-м году певец был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.


ВЛАДИМИР КИМ – инициатор проведения оперного фестиваля в Севастополе, художественный руководитель и главный дирижер Севастопольского симфонического оркестра, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат премии Республики Крым:

Вместе с руководством Севастопольского центра культуры – его директором, Игорем Анатольевичем Зениным, мы обсудили идею, и сегодня нами готовится большой оперный фестиваль. Это будет Первый Севастопольский оперный фестиваль, который мы посвящаем оперному певцу Леониду Собинову – человеку, сделавшему в свое время для Севастополя очень много для развития здесь музыкального и, прежде всего, оперного искусства. Именно он основал в Севастополе первый оперный театр, открыл филармонию. И то, что наш фестиваль будет носить имя этого величайшего таланта, исполнителя и руководителя, – наша дань знаменитому и выдающемуся русскому человеку. В свою очередь, мы намерены стать продолжателями традиций, которые были заложены им, но по воле других людей и в силу обстоятельств были, к сожалению, прерваны.

Оперное искусство нуждается сегодня в очень мощной пропаганде – мы это понимаем прекрасно. На это нацеливают и наши руководители государства. Мы будем рассказывать об опере, пропагандировать оперное искусство, давать севастопольцам и гостям города возможность слушать профессиональное оперное пение, молодежи прививать вкус к опере. Всего этого в Севастополе мало. Откровенно говоря, оперы вообще нет у нас. За границей этому направлению искусства уделяют огромное значение. В России сегодня очень сильная оперная школа. Однако в Севастополе она на сегодняшний день не представлена, хотя вокал, конечно, есть. Но этого мало.

Оперные певцы проходят несколько стадий. Сначала это музыкальная школа. Но в школе, даже самой хорошей, ещё не совсем оформленные ученики, я имею ввиду физиологически. А для певцов необходимо, чтобы связки “встали на место”. Это происходит позже – в училище, консерватории. И только после этого уже становятся оперными певцами. И то не становятся, а еще идут в оперный театр и там, работая, фактически дальше учатся, “ломаются” – все это практика огромная, и только она дает настоящий результат.

В оперных театрах России работают и наши выпускники вокальных отделений севастопольских школ. Например, севастополец –солист Государственного академического Мариинского театра, заслуженный артист России Владимир Самсонов, воспитанник Дворца детства и юношеского творчества. Нам есть, кем похвалиться. Некоторые артисты приезжают к нам. Но это все пока единоразово. Мы же хотим организовать традиционный фестиваль, который объединит сперва певцов из Севастополя и Крыма, а в перспективе станет Всероссийским оперным фестивалем. Это будет полноценный проект, который будет включать в себя несколько концертов. На будущее мы также рассматриваем возможность организации конкурса вокалистов в рамках фестиваля, мастер-классы профессиональных оперных певцов, которые будут приезжать в наш город и выступать на нашей сцене.

А пока, на нашем первом фестивале, будут выступать приглашенные на его открытие профессионалы. Это будет яркое концертное действо в двух отделениях. На сцене СЦКиИ 17 апреля, где возьмет старт наш I Севастопольский фестиваль оперного искусства им. Л. В. Собинова, выступят вокалисты из Севастополя, Симферополя, Ялты, Джанкоя и других городов Крыма. Будет также и иностранный гость – певец из Латинской Америки, Игнасио Гомез Урра.

В программе фестиваля – вокальные номера с оркестром: арии, дуэты, увертюры из опер. Прозвучит музыка Л. Делиба, Ж. Моссне, Дж. Пуччини. Музыка из опер Дж. Верди, Дж. Россини, В. А. Моцарта, Р. Леонкавалло. Наши гостя услышат дуэты и арии из опер “Аида”, “Травиата”, “Сицилийская вечерня”, “Макбет”, “Свадьба Фигаро”, “Севильский цирюльник” и многих других произведений.

Севастопольский фестиваль оперного искусства будет ежегодным. И мы уверены, что со временем он приобретёт все черты Всероссийского, привлечёт к нам в город ещё больше людей, которым интересен “интеллектуальный туризм”. Людей, которые не только будут приезжать, чтобы ходить на пляжи и рассматривать памятники, но и приезжать специально, чтобы попасть на наш оперный фестиваль.

Конечно, пока кроме руководства Севастопольского центра культуры и искусств в реализации этой идеи оркестру и вокалистам-энтузиастам, согласившимся поддержать проект, никто не помогает. Но мы надеемся, что в дальнейшем все будет иначе: и люди, и власти увидят и поймут, насколько это важно для всех нас, для города. И однажды, возможно, фестиваль станет проходить под эгидой Губернатора или Законодательного Собрания Севастополя. Перспективы есть и они огромны. А нам остается только работать и работать ради поставленных целей, порой, может, амбициозных, но всегда нужных, значимых, ценностных и достижимых. Это мы и делаем неустанно.

Подготовили: Анна ПЕТРОВА, Валерия ЗОЛОТАРЕВА