Премьера волшебной балетной сказки «Щелкунчик и мышиный король» подытожила долгожданное открытие новогодней декады в Севастопольском центре культуры и искусств.

img_6268

Одна из самых знаменитых волшебных сказок, написанная немецким писателем-романтиком, юристом, работником канцелярии суда и композитором Эрнстом Гофманом впервые была опубликована в 1816 году. Так что в уходящем 2016-м эта волшебная рождественская история отмечает большой юбилей – 200 лет. Для отечественного читателя, которому не был близок специфический немецкий мистицизм и особый сарказм автора, сказку адаптировал Александр Дюма-отец. Как раз его “Щелкунчик” и стал основой для либретто Мариуса Петипа, музыку к которому великий хореограф заказал Петру Ильичу Чайковскому.

Русскому композитору удалось то, что до него считалось практически невозможным: создать на заказ балетную музыку, “музыку для ног”, которая была бы в то же время шедевром, достойным внимания выдающихся дирижеров и знаменитых оркестров. Именно его балет лег в основу новогоднего музыкально-драматического спектакля-сказки «Щелкунчик и Мышиный король», которую для юных зрителей поставили артисты СЦКиИ – образцовая хореографическая студия «Черное море» и народный театр «Фарт».

Анна Удачина, хореограф-балетмейстер, заслуженная артистка Республики Крым: «В этом спектакле на хореографическую студию «Черное море» легла основная нагрузка и очень большая ответственность.  Многим пришлось привыкать к особенностям костюмов. Например, мышки – в них довольно тяжелые головные уборы, маленький обзор для глаз, и при этом они танцуют. Здесь очень много – больше 10 – хореографических номеров. Мы отталкивались от легендарного балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, и номера, которые присутствуют, взяты оттуда. Конечно, они адаптированы для детей, поскольку постановка детская и новогодняя. Наши ребята выложились по максимуму и очень довольны, что премьера удалась такой, какой мы хотели ее видеть».

img_6425

Михаил Образовский занимается хореографией уже больше 9 лет и постоянно участвует в концертах. Тем не менее признается, что в этот раз очень волновался. Для него спектакль «Щелкунчик» – особенный. А роль в нем в определенном смысле – большой дебют.

Михаил Образовский (Щелкунчик) – артист Образцовой хореографической студии «Черное море»: «Это моя первая большая роль, и, конечно, я чувствовал большую ответственность, переживал. Но все прошло хорошо, и надеюсь, всем зрителям понравилась наша сказка так же, как она нравится нам».

Играть сказку с Мишей было очень легко, говорит Александра Елизарова. Самой ей роль Маши  близка и понятна. Девушка давно и серьезно занимается балетом, но в этом спектакле выступает в другой ипостаси – как драматическая актриса.

Александра Елизарова (Маша) – артистка народного театра «Фарт»:  «Мне вообще очень нравится сам балет «Щелкунчик», я смотрела его много раз в разных театрах. Нравится музыка, нравится атмосфера. Сама я много лет занимаюсь балетом, но здесь хореографическую партию Маши танцует артистка студии «Черное море», а я играю. В театре «Фарт» я уже два с половиной года, и за это время успела много чего сыграть. Роль Маши в «Щелкунчике» очень нравится. С удовольствием живу в этом образе. Это символ доброты и любви, которая всегда побеждает зло. Эта сказка– наше пожелание зрителям. В Новом году мы желаем всем исполнения мечт, счастья, здоровья, удачи и любви!».

Вместе с Машей и Щелкунчиком сказку создают маленькие куклы – веселые скоморохи, балеринки, озорные снежинки, отважные солдатики и многие-многие другие. В постановке задействовано более 80 человек. Красочные костюмы, эффектное оформление сцены и, конечно, неповторимая музыка, живущая в этой сказке, превращают спектакль в поистине волшебное произведение искусства.

Нателла Абелева, режиссер-постановщик, заслуженная артистка Украины: «И актеры «Фарта», и артисты «Черного моря» за время подготовки сказки сдружились, сработались и действуют на сцене как один ансамбль, как один творческий коллектив. К ним нет никаких претензий, они большие молодцы. Роскошный балет, потрясающая работа нашего балетмейстера-постановщика Анны Удачиной, я в восторге. Мне кажется, что в хореографической части просто неподъемная работа проделана за тот небольшой период времени на подготовку спектакля. Я очень надеюсь, что не только детям спектакль понравился, но и взрослым, потому что здесь все время звучит просто великолепная музыка Чайковского, которую я сама, сколько ни слушаю, не могу наслушаться. Проделана огромная совместная работа, выполненная с любовью к детям и сказке. Это не только работа актеров и балета. Это и воплощение того,  что Игорь Анатольевич Зенин придумал – чудеса на сцене и летающий лебедь. Это и роскошные костюмы, подготовленные пошивочным цехом во главе с дизайнером Натальей Духневич, и декорации, сделанные сотрудниками, – все это самое что ни есть настоящее волшебство, которое мы рады дарить нашим зрителям».

Доказательством того, что музыкальная сказка может быть даже интереснее привычного игрового спектакля стали отзывы самых взыскательных зрителей. Некоторые признавались, что сами хотели повставать с мест и танцевать вместе с артистами. Особенно на праздничном финальном балу.

Саша, 8 лет: «Мне больше всего понравилось, как Щелкунчик и Маша танцевали, и бал в конце очень красивый был, и самой даже танцевать хотелось».

Матвей и Тамара, 7 лет: «Понравилось, как смелая и добрая девочка защищала свою игрушку Щелкунчика, которого ей подарил крестный папа, от злых жадных мышей. Было немножко страшно, когда мышиный король прямо из-под пола появился, вылез. Но добро сильнее и любовь сильнее, поэтому он провалился обратно, а Щелкунчик и Маша остались живы и радовались».

После праздничного новогоднего бала в финале сказки, познакомиться ближе с любимыми героями юные зрители смогли у большой елки в фойе, с которой в этот день и начиналась сказочная встреча. Артисты фотографировались с ребятами, давали рассмотреть костюмы, играли и поздравляли с наступающими праздниками. Но и на этом сюрпризы для гостей не закончились: каждый маленький зритель, уходя, получил сладкий подарок – красочный сахарный пряник в виде символа Нового года 2017 – Петуха. Ведь какой же праздник без сладкого!

Подготовили: Анна ПЕТРОВА, Валерия ЗОЛОТАРЕВА