В СЦКиИ снова праздник. Севастопольский симфонический оркестр отмечает двойной юбилей – 30 лет со дня создания и 10 лет профессиональной деятельности. О том, как все начиналось, чем живет коллектив сегодня и какие новые музыкальные подарки и сюрпризы готовятся для севастопольского зрителя – в преддверии юбилейного концерта нам рассказал художественный руководитель и главный дирижер ССО, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат премии Республики Крым Владимир Ким. 

9

О ИСТОРИИ

Оркестр был создан мной в 1986 году. Это был камерный симфонический оркестр, который составили преподаватели всех музыкальных школ города. До этого коллектив в принципе существовал, но был самодеятельным. Руководил тогда им преподаватель детской музыкальной школы. Но года за четыре до моего приезда в Севастополь это формирование практически прекратило существование. В Севастополь я приехал в 1985. Руководил здесь ансамблем «Морская душа», в том же году создал камерный хор на базе Дома офицеров флота. А через год появился наш оркестр, базировался он в Городском доме культуры (сегодня это наш Севастопольский центр культуры и искусств).

В первые годы мы часто приглашали “духовиков” из штабных оркестров, и делали такие вещи страшно вспомнить (смеется). Например, сделали целиком оперу «Евгений Онегин» П. И. Чайковского в концерном варианте, показав ее на сцене Русского драматического театра им. А.В. Луначарского. Для участия были приглашены солисты Киевской государственной филармонии, которые с огромным желанием спели оперу в Севастополе. Затем была премьера оперы «Травиата»  Дж. Верди в концерном варианте. Мы участвовали во всех театрально-музыкальных фестивалях «Херсонесские игры». Там, на территории заповедника Херсонес Таврический, мы исполняли «Месса Херсонесу»  Алемдара Караманова. И хор, и оркестр, созданные мной, всё это делали вместе. Вот такие были проекты. На сценах города мы исполняли «Реквием» В. А. Моцарта, «Gloria» А. Вивальди, «Фантазию» Л. В. Бетховена для рояля, хора и оркестра – это огромные полотна. Всё это мы возили и в Симферополь, и в Ялту. Давали концерты в рамках фестиваля «Война и мир» и аккомпанировали певцам из большого театра: играли в военно-морском музее “Михайловская береговая батарея”  торжественную увертюру «1812 год», написанную Петром Ильичом Чайковским в память о победе России в Отечественной войне 1812 года.

Так прошло 20 лет. Это было замечательное время, но очень нелегкое, поскольку мы не считались профессиональным коллективом. Понимаете, слово “профессионал” имеет две ипостаси: профессионал – это человек, имеющий профессиональное образование или коллектив, состоящий из таких людей. То есть нельзя играть в оркестре на скрипке, не имея соответствующего образования. И еще ипостась такая:  профессионал – это когда работу коллектива оценивает государство, понимая ее важность и значимость для людей, и за эту работу платит, тогда это профессиональная работа. Так что профессионалами в одном смысле, главном смысле, мы были всегда. В другом стали ими, когда труд стал оплачиваться.

В 2006 году оркестр встал на профессиональные рельсы, и коллектив стал называться Севастопольским муниципальным симфоническим оркестром. С переходом Крыма и Севастополя в Россию мы получили новый статус и стали называться Севастопольский Государственный симфонический оркестр. Таким образом 30-летнюю историю оркестра складывают по сути 20 лет любительской и 10 лет полноправной профессиональной деятельности.

C 2006 по 2011 год мы неоднократно были участниками различных музыкальных фестивалей. В этот период ежегодно участвовали в фестивале “Дни культуры Франции – французская весна”, оперных фестивалях памяти Оксаны Петрусенко, музыкальных фестивалях профессиональных композиторов Украины. В 2010-м году стали лауреатами Международного фестиваля “Киевфест” и музыкального фестиваля «Война и мир» в Севастополе.  В 2011-м – Музыкального фестиваля Московской государственной консерватории в Крыму и Севастополе. А в 2013-м в рамках гастролей по Юной Корее объездили с концертами 23 города, в которых каждый раз представляли новую программу. Оркестр активно сотрудничал с профессорами, музыкантами и преподавателями Московской государственной консерватории, Парижской высшей национальной консерваторий музыки и танца, музыкальных факультетов Сеульского национального университета.

img_1026

О МУЗЫКАНТАХ

Самому младшему нашему музыканту 28 лет, а самому старшему за 60. Вот такой разброс. Во всех академических оркестрах – взрослые музыканты. Дело в том, что у взрослого музыканта, я имею ввиду взрослого в возрастном плане, у него огромный творческий опыт. Он знает огромное количество музыки и не перенапрягается, когда всё это играет. Опытные тысячу раз играли эти вещи, играли с одним дирижёром и с другим, с одним солистом, вторым и третьим. А молодой музыкант, который  ещё не знает такого большого числа произведений, а некоторые не знает досконально, он напрягается, ему нелегко.  Но у молодости есть одно преимущество, а у зрелости другое. И неизвестно, что из них важнее.

Отношения между корифеями и молодыми у нас хорошие. Я понимаю, что возрастные категории нередко противоречат друг другу: у них разные интересы и взгляды. Но всё равно, когда к нам приезжают люди, мы стараемся помочь им влиться в коллектив. Стараемся объяснить, помочь в изучении репертуара. Момент взаимопомощи очень важен. Решение вопроса монолитности оркестра – это должно быть политикой главного дирижёра. Конечно, не без противоречий у нас, бывают недопонимания. Но это творческий коллектив, и без этого никуда. Творческие натуры всегда такие: «Я самый лучший!” А рядом: “Нет, я самый лучший!». Здесь мы пытаемся сделать всё, чтобы атмосфера была гармоничной.

11

В числе наших “старейшин” – Виктор Белугин (скрипка), Галина Бровченко (скрипка), Лариса Аракил (скрипка), Альбина Дудко (виолончель), Елена Александрова (альт), Елена Севастьянова (скрипка). Все остальные пришли чуть попозже, но они тоже долго играют в оркестре, лет 20. Не так давно ушла скрипачка Наталья Бабухина, преподаватель музыкальной школы №1. Она работала в оркестре с самого начала, с момента его создания, была концертмейстером. Теперь с нами ее ученики. Например, Валентина Савельева  и Светлана Рубина. Света сейчас концертмейстер оркестра. То есть опыт передаётся из поколения в поколение.

На нынешний момент в оркестре около 60 человек, хотя должно быть 70. Здесь вопрос чисто технический, поскольку город Севастополь не имеет высшего учебного музыкального заведения, поэтому и базы соответствующей нет у ряда специальностей. Есть такие музыкальные инструменты, на которых не учат играть в Севастополе. Например, это фаготы и гобои – нет у нас такого. Очень сложно сейчас найти валторнистов. Но, я думаю, что это дело времени. Люди начинают узнавать, что в Севастополе теперь есть симфонический оркестр, а не камерный, каким он был до недавнего времени, и начнут хотеть сюда приехать.

Первый наш “костяк” музыкантов держит любовь к профессии, к музыке в целом. Они передают и традиции оркестра новому поколению музыкантов.  А всем – традиции слушать и слышать классическую музыку, понимать ее и любить. В этом и заключается главная нужность нашей деятельности вообще. Миссия оркестра – воспитание людей, детей. Севастополю, как и любому другому городу, необходим свой симфонический оркестр. Ведь что такое оркестр – это и конкурсы, и фестивали, и праздники. Это приёмы на правительственном уровне, это детские воспитательные концерты и моно-концерты, посвящённые творчеству известных композиторов. Это удивительный мир.

3

О ПРОЕКТАХ

У нас есть замечательный проект «Дети-детям». Создать его была моей идеей. Сподвиг случай. В одной из общеобразовательных школ мальчик. учащийся девятого класса, у меня спросил: «Чайковский – это чей композитор?». Я обалдел. И сразу понял, что нашими детьми, их воспитанием музыкальным, культурным нужно срочно заняться. Они же вырастут, и дальше что? Здесь есть не только какое-то альтруистическое что ли желание, здесь рациональная сторона – это ведь наша публика. Это люди, которые будут знать, что на написано на афишах. Кто такой Брамс, Бах, Стравинский, Прокофьев и придут послушать. А если дети задают такие вопросы, как этот мной услышанный, то скоро они спросят: “Чей писатель Достоевский?” Но литературу в школах у нас, преподают, а вот такого предмета как “музыкальная литература” в общеобразовательных школах нет, она только в музыкальных образовательных учреждениях.

Проект стартовал в 2006 году, и сначала назывался «Познай музыку». Создавался он по одной простой причине – вести просвещение уже отчасти просвещенной молодежью остальной молодежью. Это просветительская работа, которая делается с тем, чтобы наши дети – я имею в виду не тех детей, которые учатся в музыкальных школах, им дают музыкальное образование, а детей из общеобразовательных  школ – могли больше соприкоснуться с настоящей музыкой. Очень многие с ней знакомы мало.

Мы выступали и в общеобразовательных школах, приходим в гости и к нашим севастопольским кадетам. Так что мы продолжаем делать этот проект. Раньше такие концерты шли чаще: мы завязывались на общеобразовательные школы и они очень откликались. Сейчас выступления в рамках проекта “Дети – детям”, к сожалению, проходят реже, чем хотелось бы. Дело в том, что не вся работа пока проделана в смысле организации взаимодействия ведомственных структур. Но, я надеюсь, что скоро все образуется, наладится, поскольку должна быть целостная, развитая и целенаправленная политика общего детского музыкального воспитания. Руководство Севастопольского центра культуры и искусств нам в этом всячески содействует, понимая важность вопроса.

Отдельные проекты посвящены тем или иным композиторам. Здесь мы идём в русле рекомендаций президента России Владимира Владимировича Путина и Министерства культуры России: каждый год объявляется годом какого-либо отечественного композитора. Это же как раз и есть патриотическое воспитание, самое настоящее. Например, 2015-й был объявлен годом П. И. Чайковского, и мы, разумеется, сделали большой концерт, посвящённый его произведениям, для того чтобы как севастопольцы, так и гости нашего города еще лучше познакомились с его творчеством. Уходящий 2016 год – год С. С. Прокофьева, еще одного замечательного русского композитора, и мы снова сделали большой тематический концерт. Люди должны гордиться этими великими композиторами, авторами и музыкантами, должны знать их творческое наследие, хотя бы базовые величайшие вещи.

С 2006 года по 2008 у нас был проект «Профессора московской консерватории – Севастополю». Три года подряд в рамках проходивших трех фестивалей мы выступали здесь, в СЦКиИ, с концертами вместе с профессорами Московской консерватории. К нам приезжала знаменитая  советская и российская скрипачка, народная артистка России, профессор  Ирина Бочкова и многие другие. А сейчас мы наладили очень тесные связи с Московской государственной филармонией, которая начинает с нами активно сотрудничать.

В рамках Всероссийских проектов – “Всероссийские филармонические сезоны” и “Звезды XXI века”, проходящих при поддержке Министерства культуры РФ, на этой севастопольской сцене с нами выступают талантливые и знаменитые мастера, а также молодые музыканты, успевшие покорить публику далеко за пределами России. Из таких молодых звезд с нами за последний год успели выступить виолончелист Александр Рамм, скрипач Михаил Почекин, пианисты Филипп Копачевский и Арсений Тарасевич-Николаев. Не так давно прошел концерт оркестра, с которым выступила солистка Московской государственной академической филармонии, лауреат премии Президента Российской Федерации и многочисленных международных конкурсов Екатерина Мечетина.

Приезжают выступать с нашим оркестром и наши друзья из-за рубежа, и выпускники наших севастопольских музыкальных школ, разъехавшиеся учиться и работать в разные уголки России и мира – в их числе, например, лауреат международных конкурсов, выпускница и педагог Высшей школы музыки и театра Ганновера (Германия) Мария Ким. Сейчас мы ведем переговоры по вопросам организации совместных выступлений в будущем году с солистами Мариинского театра и с нашими друзьями и коллегами, которые работают за границей.

Последние годы мы постоянные участники Всероссийской культурной акции “Ночь искусств”. В Севастопольском центре культуры и искусств в эти дни открываются вставки, проходят концерты. Ночной концерт предполагает самую разнообразную публику. Поэтому мы стараемся подготовить такую программу, которая бы состояла из разнообразных номеров и могла максимально удовлетворить предпочтения всех. Чтобы слушатели не заснули на концерте в столь поздний час, мы заинтересовываем их разнообразной программой, состоящей из легкой классической музыки, современных транскрипций классики в джазовом стиле, чтобы оживить зал. На таких мероприятиях это очень важно.

illyustraciya

В этом году осенью стартовал новый проект «Классика рока», который оркестр готовил вместе с шоу-группой “Мюзик-экс” и другими севастопольскими музыкантами. Автор идеи – директор СЦКиИ Игорь Анатольевич Зенин. Почему такое называние? Потому что мы исполняем рок-произведения, которые со временем стали классикой. Например, «The Beatles». Они начинали в 60-х, и вот прошло уже почти 60 лет, а музыка эта не теряет своей прелести, оригинальности и таланта. Классика – это всё устоявшееся. А наша “Классика рока” –это своего рода пропаганда такого направления как рок в музыке. С другой – пропаганда классического исполнения таких произведений, ставших классикой.

26

Наш композитор и аранжировщик Виталий Львов постарался сделать эту связь еще более тесной. Он переложил музыку для оркестра, который ее исполнил вместе с вокалом. А сам Виталий прелюдирует к этим всем произведениям из программы, вставляя произведения Моцарта, Баха, Масканьи. То есть звучат фрагменты музыки эти величайших классиков, таким образом соединяется музыка роковая и академическая. Всё это оркестр может сыграть. Ведь симфонический оркестр – это такой инструмент, которому доступно всё.

Если, например, симфонию на электрогитарах не сыграешь, джаз тоже не сыграешь, то оркестр может это всё играть – и рок, и джаз, и классику, и оперу, и оперетту, и концерты. Оркестр может всё. Это универсальный инструмент. И приходя на такой концерт, молодёжь слушает не только рок, но и знакомится со всеми красками оркестра. И таким образом исподволь приобщается к этому искусству, к классике вообще. Ведь “классика” в переводе с латыни – это “совершенное”. А что такое совершенное? Это произведение, которое создано таким, что остается совершенным всегда, несмотря на время. Мы должны вести наших севастопольцев к совершенству. Это даёт возможность людям самим совершенствоваться – это самая главная задача человечества. Люди должны не деградировать, а совершенствоваться. Какая тогда будет прекрасная жизнь!

kim-scena

О ПЕРСПЕКТИВАХ

Расширение оркестра “развязало нам руки”: значительно расширились наши репертуарные возможности. Если, например, до этого камерный оркестр мог играть в основном камерную западноевропейскую классику, то теперь новый формат работы даёт нам возможность играть всё, включая большие симфонии, включая музыку наших знаменитых отечественных классиков.

Сейчас наши амбиции такие: мы пытаемся всё-таки завершить комплектацию оркестра и получить от города какие-нибудь субсидии в плане приобретения стационарных инструментов. У нас нет большого барабана, у нас нет арфы, нет колоколов. У нас должны быть ксилофоны, виброфоны – это то, что музыкант с собой не приносит, это должно быть. Это всё создаёт ауру оркестра. Ещё нужно купить контрабасы, эти громоздкие инструменты, которые должны быть стационарными у оркестра.

Кроме этого амбиции такие – делать всё то, что мы делали, но чтобы это встало на фундаментальную основу. Например, сделать городской музыкальный абонемент. Поскольку у нас большая дружба с Московской филармонией, естественно мы хотим чтобы на эти абонементы приезжали солисты  из Москвы. В течение года мы сможем давать 10 взрослых и 10 детских концертов, как это делает Крымская государственная филармония. Возникает вопрос, почему Крымская филармония приезжает к нам, когда у нас есть свой симфонический оркестр, который может это делать? Это первое. Второе:  Севастополь город федерального значения у него обязан быть свой оркестр, я считаю должна быть своя филармония и хор академический. Этого не было, но на это стоит тратить всю жизнь, чтобы это создать.

Есть задумка сделать цикл из 9 симфоний Бетховена. Один месяц – одна симфония, другой месяц – другая, и так 9 месяцев подряд. Тогда наш севастопольский слушатель узнает всё творчество Бетховена во всем его величии: 9 симфоний и 5 фортепианных концертов. Не знаю, как именно эта идея осуществится, но она у нас есть, и мы это сделаем. В крупных филармониях такое делается. И, думаю, нашему центру культуры и искусств тоже это под силу. Тем более с нашим прекрасным роялем, подаренным Министерством культуры.

Еще. Был такой знаменитый композитор Борис Чайковский, который оставил нам в своем творческом наследии солидную симфонию №3. Она так и называется «Севастопольская». Думаю, что многие даже не знают об этом произведении. Так вот эта симфония собрала в себе и Турецкую войну, и Великую Отечественную. Значительная вещь. Так вот у меня есть мечта озвучить ее и записать на диск, чтобы был и архив, и такой в своем роде “подарочный вариант” для почетных гостей нашего города.

О ЮБИЛЕЙНОМ КОНЦЕРТЕ

– Концерт пройдет в двух отделениях, но он не будет утомляющим, готовится много сюрпризов. Программа живая и разнообразная. Мы назвали ее «От классики до рока», и, разумеется, подобрали такие произведения, которые ярко и полно проиллюстрируют это называние. Здесь будут оперные арии и увертюры из оперетт,  скрипичные концерты и альтовые концерты. Будет звучать увертюра Глинки из оперы «Руслан и Людмила», баллада для саксофона с оркестром Эррола Гарнера, «Мамба» из Вестсайдской истории Леонарда Бернстайна, ария Виолетты из оперы «Травиата» Джузеппе Верди, «Аллилуйя» Моцарта, Ария Далилы из оперы «Самсон» Камиля Сен-Санса, «Гранд танго» Астора Пьяцоллы и многое другое.

Кроме этого поздравить нас придут друзья – музыканты, артисты, которые тоже будут выступать. Будет шоу-группа «Мюзик –экс» и Олег Дорохин, будут гости из Москвы – альтист, руководитель квартета имени Давида Ойстраха, приедет также наш юный и талантливый севастопольский скрипач Матвей Блюмин, который уже обосновался в столице и теперь сыграет с нами. Будут еще другие гости и другие сюрпризы, раскрывать которые я пока не хочу.

– Спасибо за беседу. С юбилеем вас!

– До встречи на наших концертах!

Подготовили: Валерия ЗОЛОТАРЕВА, Анна ПЕТРОВА.