Выставка приуроченная к 120-летию выдающейся русской актрисы, народной артистки СССР  Ф.Г. Раневской организованная Севастопольской региональной общественной организацией «Русский театральный дом» открылась 27 августа в СЦКиИ.

IMG_0014

Не многим известен тот факт, что народная артистка СССР Фанни Гиршевна Фельдман именно в Крыму взяла сценический псевдоним Раневская.

Фаина Георгиевна родилась 27 августа в 1984 году в городе Таганрог. Как призналась Раневская, профессию она не выбирала — она в ней таилась.  Начала свою актёрскую карьеру в 1915 году, когда всерьёз решила учиться актёрскому мастерству и уехала в Москву, что вызвало скандал с отцом и разрыв с семьёй.  Это время расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства в России – Серебряный век!

По рекомендации примы — балерины Большого театра Екатерины Гельцер, Раневская устроилась работать актрисой «на выходах» в Летний театр в Малаховке, дачном посёлке к востоку от Москвы. Жизнь в Москве пришлась по душе и по темпераменту девятнадцатилетней Фаине, театральная жизнь полностью поглотила её.

Страна переживала Первую мировую войну, и москвичам стало не до театральных сезонов в Малаховке. После многочисленных хождений в театральные бюро Раневская получила предложение поработать в Керчи в антрепризе Лавровской, которая, по существу,  так и не начав своё существование, развалилась. Денег актёрам не заплатили, так что Раневской не на что было вернуться в Москву. Начались её долгие скитания по городам Крыма, во время которых она, если повезёт, играла в местных недолговечных театриках, но чаще всего распродавала свой театральный реквизит.

В начале 1918 года в Ростове –на- Дону произошло её судьбоносное знакомство с актрисой Павлой Вульф, с труппой которой,  уже весной,  Раневская вновь отправилась на гастроли в Крым, в Евпаторию. Там она дебютировала в роли Маргариты Кавалини (пьеса «Роман»). Затем сыграла роль Шарлотты («Вишнёвый сад»), добившись первого успеха.  «Как сейчас вижу Шарлотту Раневскую» — писала в книге мемуаров П. Вульф, — «Длинная, нескладная фигура, смешная до невозможности и в то же время трагически одинокая… Какое разнообразие красок было у Раневской и одновременно огромное чувство правды, достоверности, чувства стиля, эпохи, автора! И всё это у совсем молоденькой, начинающей актрисы. А какое огромное актёрское обаяние, какая заразительность…»

А вокруг бушевала Гражданская война, которая продолжалась в Крыму в течение четырёх лет. «18, 19, 20, 21 год – Крым – голод, тиф, холера, власти меняются, террор. Играли в Симферополе, в Севастополе, Евпатории, зимой театр не отапливался, по дороге в театр на улице опухшие, умирающие, умершие, посреди улицы лошадь убитая, зловоние» — вспоминает актриса. «Шла в театр, стараясь не наступить на умерших от голода. Жили в монастырской келье, сам монастырь опустел, вымер – от тифа, от голода, от холеры. Сейчас нет в живых никого, с кем тогда в Крыму мучились голодом, холодом, при коптилке». «Иду в театр, держусь за стены домов, ноги ватные, мучает голод. В театре митинг… Потом опять были красные и опять белые. Покамест не был взят перекоп. Бывший дворянский театр, в котором мы работали, был переименован в «Первый советский театр в Крыму».

IMG_0003И всё же, Раневская вспоминает Крым двадцатых годов как один из самых особенных периодов своей жизни: «Страшное и неповторимое, красивое время». Она подчеркивала положительные эмоции военной публики, радушный прием после каждого спектакля. Крым, помимо жесточайших условий жизни, подарил Раневской встречи и знакомства с необыкновенными людьми, людьми талантливыми, но, главное, участливыми, высоконравственными и интеллигентными. Актриса с теплотой и нежностью вспоминает Максимилиана Волошина, который не дал ей и П.Вульф умереть в Крыму с голоду, встречу с Мариной Цветаевой. Судьба Раневской переплелась с талантами, рождёнными в Серебряном веке. Творческий труд этих людей пронизан любовью к нам – к зрителю и читателям, поэтому и наш интерес к жизненному пути и их творчеству только растёт и не стирается временем.

Выставка состоит из портретов, шаржей, моментов из кинофильмов и  фотографий  из личного архива актрисы, которые подписаны её яркими цитатами и афоризмами.

Открытие выставки посетили представители искусства и те,  кто неравнодушен к творчеству и таланту актрисы.

Автор и руководитель проекта – заслуженный деятель искусств Республики Крым, председатель Севастопольской региональной общественной организации «Русский театральный дом» Денис Бурганов: «У меня самые близкие и тёплые отношения с Фаиной Георгиевной. Прежде всего, она мне интересна с  точки зрения личности. Люблю её за правду. Она очень точно реагировала на фальшь, на ложь, на предательство, на вообще чистоплотность человеческих отношений. Люблю за огромный, гениальный, неповторимый и ярчайший талан, и человек при этом она была настоящий. Вот это мне конечно близко и дорого».

Заслуженный деятель искусств Украины,  художественный руководитель Севастопольского театра юного зрителя Людмила Оршанская: «Мне радостно присутствовать на дне рождении Фаины Георгиевны.  Про Раневскую где — то написали,  что она сыграла сотни ролей, но всегда в титрах была написана как «и другие». Её фамилия даже не упоминалась, но каким мощнейшим магнитом она был для всей страны. Всё, что она произносила,  впечатывалось в наше сердце и мозги, и было разобрано на цитаты. Вся страна говорила языком Раневской. Надо учиться актёрской профессии, глядя на то, что творила великая актриса».

В экспозицию также вошли несколько фотографий заслуженного артиста Российской Республики, театрального педагога, режиссёра, русского и американского драматического актёра Михаила Чехова, которые приурочены к 125-летию актёра.

IMG_0019Экспозиция в Севастопольском Центре культуры и искусств и продлится до 2 сентября. Вход свободный.

Подготовила: Валерия Золотарева. Фото автора.