Художественный руководитель и главный дирижер оркестра Крымской государственной филармонии, заслуженный деятель искусств Украины Александр Долинский приоткрыл нам завесу тайны над творческими планами работы коллектива на ближайшие месяцы, рассказав, какие сюрпризы ждут зрителей на ближайших концертах, чем закончится 79-ый абонементный сезон оркестра КГФ в Севастополе, и какие еще идеи маэстро ждут своего воплощения на сцене Севастопольского центра культуры и искусств. 

Наш с ним разговор состоялся в гримерке, в перерыве между концертами, пока Александр Михайлович готовился к выходу на сцену. Что не помешало – во многом благодаря Александру Михайловичу и его умению говорить главное и емко – составить довольно полную картину, иллюстрирующую будущие встречи севастопольцев с полюбившимся крымским музыкальным коллективом. 

Долинский

А. Долинский: В этом году мы отмечаем юбилей – 100 лет со дня рождения Г. В. Свиридова, поэтому для нашего 5-го абонементного  концерта в феврале мы приняли решение показать музыкально-литературную композицию «Метель» по повести А. С. Пушкина и отыграть специально написанную для этого произведения музыку Георгия Свиридова, прекрасно иллюстрирующую повесть. Одни из самых известнейших и популярнейших произведений Г. В. Свиридова – это как раз знаменитый марш, знаменитый вальс, знаменитый романс из музыки к повести Пушкина «Метель». Так мы решили порадовать ими публику.

Наш лектор-музыковед Мария Ладыка читает текст – не полностью, а самые яркие его отрывки, чтобы можно было проследить главную сюжетную линию. А на экране демонстрируются фрагменты из кинофильма, поставленного по этому произведению. Я намерен и дальше продолжать делать такие музыкально-литературные композиции и показывать их, в том числе и в Севастополе.

Оркестр-КГФ-февраль-иллюстрация

– Такую подачу музыкального материала оркестр под вашим руководством представляет впервые здесь сегодня в нашем городе?

 А. Долинский: Да. Я всего год работаю в оркестре после возвращения. И здесь, в Севастополе, коллектив под моим началом да, предлагает такой формат впервые. Но раньше такое практиковалось у нас, это делалось на детских абонементах.

На будущее я задумываю также некую музыкально-литературную композицию по легендам Крыма. А в ближайших планах сделать музыкально-литературную композицию «Поручик Киже» на музыку Сергея Прокофьева. Ее мы покажем на последнем, 7-ом концерте абонемента, который пройдет в Севастополе, здесь в СЦКиИ, в апреле. Прозвучит симфоническая сюита Прокофьева. Опять-таки, этот год – юбилейный для  Сергея Прокофьева, таким образом и в этой нашей программе мы отдадим своеобразную дань еще одному замечательному русскому композитору.

– То есть идей в этом направлении масса?

 А. Долинский: Да, потому что музыкально-литературные вещи – это интересно. Любые  синтетические жанры для публики интересны.

– А что в отношении исполнения академической музыки в классическом его понимании?

А. Долинский: Мы продолжаем наш цикл — «100 великих симфоний», который, даст Бог, будет идти ещё много лет. «100…» – это образно говоря. Может, мы сыграем 150, а, может, и 60. Сегодня во второй части концерта звучит седьмая симфония Л. Бетховена. А в следующий раз, на концерте в марте у нас будет звучать первая симфония И. Брамса и концерт Э. Элгара для виолончели с оркестром (e-moll).

Из Москвы к нам приедет молодая и талантливая виолончелистка, лауреат многочисленных всероссийских и международных конкурсов Полина Яррулина. Это в марте.

1

А в апреле, помимо музыкально-литературной композиции мы предложим контату С. И. Танеева «Иоанн Дамаскин» – это произведение для хора и симфонического оркестра, которое мы исполним вместе с хором ялтинского университета.

Это произведение довольно редко исполняется. Но редчайшее произведение, которое написано на духовную, православную тему – и первым это осуществил Сергей Иванович Танеев. Он сам человек очень верующий был и, кстати, имел неприятности за это произведение с духовенством, потому что не принята в Русской православной церкви инструментальная музыка. Принят только вокал, человеческий голос. А он взял и объединил человеческий голос и симфонический оркестр. И не все его тогда одобрили, но время показало, что всё равно это имеет право быть – это интересно, эта тема прекрасна. Таким будет наш финал, наше закрытие сезона. 

– Все это время мы говорили о «взрослых» концертах. А чего ждать нашим юным слушателям? 

А. Долинский: Программу последнего детского концерта, 7-го в программе «Вокруг света за 7 концертов» нынешнего абонементного сезона, по нашей задумке, будут выбирать сами зрители.  

Следующий концерт будет посвящен музыке Азии и сразу после него мы предложим зрителям заполнить анкеты, в которых будут перечислены все произведения, которые мы играли в этом сезоне. Они выберут самые полюбившиеся, и по итогам голосования будет выбрано до десяти наиболее впечатливших публику произведений, которые и войдут в программу апрельской нашей встречи.         

4

– Провести такое же голосование и сделать такой же сюрприз для взрослой публики возможно?

А. Долинский: Со взрослыми сложнее, ведь здесь все связано с солистами, которые приезжают в течение года, и вызвать их специально, чтобы сыграть какую-то маленькую часть, это слишком дорогое удовольствие. Да и нет наверное необходимости. Потому, что одно дело взять и выбрать из детских миниатюрных произведений самые яркие, и совсем другое – выбрать взрослые произведения. Мы же не можем сыграть только одну часть симфонии П.И. Чайковского или Л. Бетховена – нет, её нужно играть полностью.

Другое дело, что после закрытия абонементного сезона – после последнего концерта, я намерен устроить что-то вроде беседы со слушателями сразу после концерта, где публика выскажет свои впечатления обо всем прошедшем абонементном сезоне. Выскажет свои пожелания в рамках абонемента о том, что они хотят услышать: каких композиторов, какие солирующие инструменты.

В прошлом году мы так уже делали, и я хочу сделать это традиционным. Считаю это правильным, потому что публика должна иметь возможность сказать, нравимся ли им мы и то, что мы исполняем, а если не нравимся в чем-то, то почему, Как нам измениться, что бы люди остались довольны.

– В этом сезоне вы стали практиковать замену дирижеров: один руководит коллективом на «детском» концерте, абонемент №2, другой на концерте абонемента №1. А вот последние концерты первого абонемента выходите сами. Почему? Есть такое, что «этот концерт я отыграю сам, никому его не отдам»? 

А. Долинский: (Смеется) Есть такое. Наверное все дирижёры немножко жадные. Свои любимые произведения они хотят дирижировать сами или композиторов, которые им особо близки, особо дороги, они хотят продирижировать сами. Поэтому, да, есть такие произведения, которые мне хочется дирижировать самому. И вообще я же не могу всё дирижёрам отдать, я же тоже должен дирижировать.

IMG_1740

А вообще по традиции и открытие, и закрытие абонементных сезонов дирижирует главный дирижёр. На серединку, так сказать, можно пригласить других. Вообще приглашать других дирижёров – это очень полезно для оркестра и интересно для публики. Так что мы обязательно продолжим так делать. Ну и вообще с каждым разом будет только интереснее. Приходите и сами все увидите.

Подготовили: Анна ПЕТРОВА, Валерия ЗОЛОТАРЕВА.