Незадолго до торжественного открытия нового для Севастополя просветительского проекта “Классика и современность” и показа премьерной музыкально-литературной композиции “Полтава” в Севастопольском центре культуры и искусств прошла пресс-конференция “московского культурного десанта”, в числе которого выступила идейный вдохновитель проекта и автор программ, директор Бюро пропаганды русской литературы Союза писателей России Алла Панкова. 

Приводим полную  стенограмму ее содержательного и эмоционального выступления, содержание которого, несомненно, заинтересует ценителей классики и ее современной интерпретации.  

3

Мы в этом году, планируем здесь, в Севастополе, начать большую работу по пропаганде русской художественной классической литературы. Весь 2015-ый год мы проработали в Ялте. Была проведена программа «Панорама художественной литературы в Крыму». Результат этой работы на нас произвёл очень хорошее впечатление. И самое главное, конечно, – это был отклик зрителей. На первых мероприятиях мы понимали, что нам ещё нужно правильно выстраивать диалог с ялтинцами, с крымчанами. Но уже после второго, третьего вечера наше впечатление и внутреннее ощущение изменилось. Потому, что эта встреча состоялась на базе, на основе очень благодатной почвы, нашей русской классической литературы.

Мы сейчас с вами переживаем не лучшие экономические времена, и понимаем,  насколько сложно осуществлять такие большие программы в регионах. Но Крым для нас – это необычный регион. Для нас это одна из основных точек в России, где хочется работать, работать благодатно, где хочется поддержать людей. По этому поводу мне хочется сказать, что все наши мероприятия мы проводим по бесплатным пригласительным билетам. В мероприятиях принимают участие ведущие артисты Московских театров. Мы так же в тесном контакте работаем с Московской государственной консерваторией им. П. И. Чайковского.

Начиная эту работу, хотелось бы сказать, что нашим самым главным богатством, основным достоянием, конечно же, являются великие духовные богатства нашей отечественной классической литературы. Ни нефть, ни природные какие-то ресурсы, которыми распоряжается человек, а именно литература – ресурс народа, который жил на территории России, я имею ввиду весь многонациональный спектр проживающих в Российском государстве, в Советском Союзе.

Мы сразу хотим сказать, что для нас главным принципом организации работы является традиция. Потому, что традиции являются основой нашей отечественной литературы.  К сожалению, в последние времена мы пережили очень серьёзный культурный шок, переход из одной формации в другую формацию, политическую. Это целый процесс, процесс большой. Естественно произошло полное изменение духовных ценностей, ценностей культурных, пересмотр этих ценностей. Это, конечно же, переживается довольно сложно. Мы увидели отход от книги. Из самой читающей страны в мире мы потихонечку превращаемся в страну мало читающих людей. Особенно больно, когда речь идёт о молодёжи. Потому что вот именно этим невероятным духовным богатством необходимо располагать, во время таких вот серьёзных исторических вызовов, которые мы переживаем сегодня.

Такое богатство есть – это наша отечественная литература. Она является той защитой, тем иммунитетом народа, который должен его поддержать при экономических и политических испытаниях. Для нас сейчас очень важна организация мероприятий в Севастополе. Потому, что Севастополь – это город русской славы, город русской славы литературы. Здесь настолько сильны и велики традиции, что конечно хотелось бы обратиться, в первую очередь, именно к этому.

1

Проект значительный у нас. Мы начинаем его с бесспорной русской классики, начинаем его  с Александра Сергеевича Пушкина. Мне хотелось бы сказать о том, что процессы фальсификации истории и исторических событий, они очень больно прошлись сейчас по сознанию нашего народа. Именно такие же процессы сейчас проходят в литературе –в оценке и переоценке литературных явлений, литературных событий и творчества наших классиков.

Например, сейчас в Москве есть программа «Весь Пушкин за полтора часа». Я понимаю, что в настоящее время с требованиями ЕГЭ можно дать представление о творчестве А.С. Пушкина. Но, мне кажется, что это самое страшное, что может произойти. Потому, что на самом деле это же ведь не простые слова, не простая такая формула. Пушкин – наше всё. Здесь, мне бы очень хотелось, чтобы нам удалось это донести. Показать творчество А.С. Пушкина как историка, как философа и как непревзойдённого поэта и мастера слова.

У нас свой формат работы и мы начинаем, как бы двигаясь по календарю ко дню памяти А.С. Пушкина –10 февраля и первый вечер будет посвящён поэме «Полтава». Настолько огромное его содержание, настолько огромный смысловой какой-то удивительный  спектр содержится в этой поэме, что нам бы хотелось его раскрыть.

Главное к чему мы всегда стремилась, как Бюро пропаганды художественной литературы, которым я руковожу уже 28 лет, это показать произведения художественной литературы, как они живут в веках. Как на основании одного произведения русской классики затем строилась культурная картина, культурная панорама нашей страны. Поэтому мы хотим показать поэму «Полтава» не только с историческими определёнными комментариями, нам бы хотелось показать и те произведения, которые появились на базе этого.

Я думаю, многие знают, что была по ней написана опера «Мазепа» П. И. Чайковского, поэтому мы привлекаем этот богатейший музыкальный материал. Я смотрю на наши филармонические постановки, и мне кажется, что мы достигли определённых результатов. В нашей работе принимает участие профессор Московской государственной консерватории, заслуженная артистка России, удивительная пианистка Полина Федотова. Вообще о каждом из наших участников можно сказать это слово – “удивительные”. Полина приготовила такую сквозную музыкальную партитуру, которая проходит по всей поэме. Зрители наши услышат текст поэмы и одновременно вот эти музыкальные иллюстрации.  Автором определения “иллюстрации” стал Георгий Свиридов. Это он первый к рассказу Пушкина «Метель»  внёс это определение – “музыкальная иллюстрация”.

2

Мне кажется, наша главная задача – открыть Пушкина для каждого из нас. Один из наших пушкиноведов, замечательный пушкинист Валентин Семёнович Непомнящий, он сказал так : «Это не только у Цветаевой есть “мой Пушкин”, каждый человек читающий Пушкина открывает своего Пушкина, а через Пушкина открывает себя».

Наша основная задача создать атмосферу погружения и умения воспринять. Мы не совсем сейчас с вами располагаем каким-то таким вот культурным внутренним объёмом, чтобы воспринять Пушкина. К сожалению это так. Нужно напомнить и слова Достоевского на открытии памятника Пушкина, когда он сказал о главном качестве творчества Пушкина, о его “всечеловечности”.

Для нас очень важно показать человеку, как Пушкин раскрывает картину нашей истории и жизни Российского государства. Открывает удивительную картину развития переживаний человека. Как он предаёт различные психологические состояния людей в такие же сложные периоды истории, в которых оказались и мы  с вами. То есть, когда идёт столкновение хода исторических событий и строится судьба маленького человека, простого человека –это одна из основных тем в русской литературе. Мне кажется это очень интересная такая задача.

Но наша программа гораздо шире. Мы хотим провести здесь неделю детской книги. Это была Маршаковская идея – о неделе проведения детской книги. Она сформировала и воспитала любовь к детской книге, любовь к печатному слову.

Ещё одной из наших задач является рассказать о книге, пробудить интерес к книге. Потому что книга – это неодушевлённый предмет, но это определённый объект, который принимает участие в нашей жизни. И, конечно же, наши авторы, замечательные писатели.

Книжное дело имеет свои традиции отечественного книгоиздания. Поэтому мы рассказываем одновременно и о художниках иллюстраторах и об издательском деле. Это всё даёт свои плоды и результаты. Мне кажется, главное сейчас, что мы вернулись к книге. Да, книга сейчас существует и в электронном виде. Но для нас очень важно, чтобы люди обратили внимание и на бумажную книгу, напомнить эти замечательные шелестящие страницы. Ввести человека в более спокойное, душевное состояние расположенности. Умению воспринимать жизнь такой, какая она есть, и умению противостоять, умению защитить себя. Я возвращаюсь к своему первоначальному определению, что художественная литература создана как определённый иммунитет народа. В нашей отечественной литературе – это одна из главных её задач.

Алла-Панкова-віступление

Огромное внимание в нашей программе будет уделено и военно-патриотической литературе. К 75-летию начала Великой Отечественной Войны у нас будет проведён ряд программ. Одна из этих программ «Книга на передовой».

Вы знаете, мне бы хотелось, чтобы сразу было понятно людям, что это не какие-то формальные, официальные, только холодные факты мы приведём в наших программах. «Книга на передовой» – это одна из рубрик, которую мы уже проводим многие годы. Мы хотим рассказать о книге, которая по-настоящему сражалась, по-настоящему защищала и присутствовала не только физически у наших солдат, но и давала огромную внутреннею силу, духовную силу защитникам нашего Отечества. Вот такие направления я для себя здесь наметила.

Мы стараемся не стандартно, неординарно подойти к решению той или иной темы. Или рассказать о творчестве того или иного писателя или поэта. Поэт в России – больше чем поэт. Мы сейчас переживаем такие времена, когда гражданин России становится больше, чем гражданин в таком каком-то определённом, стандартном понимании этого слова. Он должен осмыслить тяжелейшие исторические события, которые прошли здесь, и дать неискажённую информацию подрастающему поколению.

Почему возник этот показ с привлечением, видеоряда, музыки и певцов? Мы отталкивались именно от молодёжи. Более старшие зрители спокойно воспринимают формат филармонических работ, они к нему подготовлены всей жизнью. У них есть к этому свой вкус. А для молодёжи важны впечатления.

Наш проект можно ещё назвать путешествием в литературу. Потому, что путешествие в литературу – это целые миры и галактики, которые были созданы нашими замечательными поэтами и писателями. У нас получился такой “Театр книги”, а для театра нужны артисты, чтобы образ жил, как образ. Мы стараемся создать определённую динамику того или иного произведения.

Благодаря, наверное, судьбе в наших программах принимают участие первоклассные артисты. Они все просто замечательные. Они любят литературу и по-настоящему её глубоко чувствуют и воспринимают. Здесь настолько тонкое, чёткое, понимание и знание литературы, которое, к сожалению, не свойственно нашим многим проектам, которые делают в настоящее время современные артисты, даже наших центральных театров.

Сложно работать с высокой поэзией, с высокой литературой и музыкой, но это необходимо делать. Большая, серьёзная наша классика объединяет людей вокруг высоких идей, задач и целей. К этому вела вся история нашего государства. И нам бы очень хотелось своей работой подкрепить вот эту дорогу. Дорогу к высокому. Я глубоко убеждена, что сила русского слова, сила русского искусства даст нам силы, даст нам возможность идти по этой дороге наверх.

В 90-е годы, когда было не понятно куда и к чему мы идём в Москве мы проводили вечера, которые назывались «Севастополь – город русской славы». Для нас сейчас очень важно встретиться с нашим зрителем здесь, чтобы эта “русскость” только укреплялась. Тяжело переживать момент первой встречи, когда ожидают, что вот сейчас нас начнут удивлять, а мы говорим о серьёзном. Но потом потихоньку возникают нити, которые связывают нас со зрительным залом. Так было у нас в Ялте. И я очень надеюсь, что так будет и здесь.

Подготовили: Анна ПЕТРОВА, Валерия ЗОЛОТАРЕВА