23 и 26 декабря в Севастопольском центре культуры и искусств начинаются показы детских новогодних спектаклей-сказок “Волшебник изумрудного города” и “Новогодние приключения трех поросят”, которые будут радовать наших юных зрителей и их родителей до самого Рождества. Все два последних месяца художник-модельер Наталья Духневич создавала для них уникальные костюмы. 

За несколько дней до премьерных спектаклей мы поговорили с автором волшебных облачений для актеров, расспросив ее об “эволюции костюма” – от эскиза до примерки, о  работе в тандеме и о том, так ли важно носить сказку в сердце круглый год, чтобы в Новом Году все желания непременно сбывались.

Наталья-костюмы-СЦКИИ

– Добрый день, Наталья! Вижу, работа у вас еще кипит. Расскажите, когда и с чего началась ваша работа над сказками?

– Здравствуйте! Да, работа кипит, точнее, уже докипает. Все началось в октябре. Мы изначально обсудили эскизный проект с Нателлой. Мне нужно было знать концепцию, с каким художественным образом придется работать. Нателла – автор сценария обеих сказок. Она написала полностью в стихах сценарий к сказке «Волшебник изумрудного города». (Нателла Абелева – режиссер Молодежного народного театра “Фарт” СЦКиИ, заслуженный артист Украины – прим. автора)

Своим глубоким погружением в сказку именно Нателла меня и вдохновила. Я и не думала, что взрослые люди могут так погружаться. Она настолько была полностью там, в ней, что всех нас «заразила» этой атмосферой. Мне как-то стало сразу понятно, какими должны быть костюмы. Основная концепция была – чтобы было ярко, празднично, радостно. И  чтобы все герои, несмотря на их характеры, выглядели добрыми. Чтобы каждому ребенку было все понятно и было весело.

Близится долгожданный для детей Новый год, и мы тоже готовим для них праздник. И от одного осознания этого у меня сразу хорошее, приподнятое настроение. Можно было, конечно, взять иллюстрации из какой-нибудь книжки и сделать такие же эскизы. Но этого совершенно не хотелось. Я вообще такого не люблю, а в этой работе тем более. Мне хотелось чего-то по-настоящему сказочного и уникального.

– На репетициях мы уже успели подглядеть некоторые элементы костюмов, а  некоторые готовые костюмы и целиком. Очень впечатляюще. Как вообще вам приходят идеи создания того или иного костюма и с чем необычным для вас самой пришлось столкнуться во время работы? Каким был поиск и какими были открытия?

– От начала и до конца было очень и очень интересно. При подготовке «Трех поросят», например, настроение было шкодное. Это знакомая всем сказка «Три поросенка», где, как и в «классике», есть два брата, которые не хотели строить хорошие домики, и третий, посерьезнее, который подошел к строительству с умом. Но, во-первых, у этих поросят здесь очень много друзей. И все эти друзья – известные герои из самых современных и любимых детьми мультиков. Дети сейчас у нас современные, одними поросятами их не удивишь, поэтому Нателла сделала там очень интересный микс героев.

Во-вторых, было выбрано современное прочтение сказки, такой что ли «новейший контекст» и при создании образов самих главных героев. Там будет не классический волк, например, а современный, похожий на байкера, брюки у него модные. А поросята – это наши веселые мальчишки, современные ребята нашего времени. Один репер, другой панк, а третий «порядочный», матросик. Он будет в бескозырке и в тельняшке – коренной севастополец в общем.

IMG_1346

В костюмах мы тут использовали все современные ткани, в их числе неопрен, дайвинг. Неопрен – это двухслойный материал, вспененный в середине. Он хорош для создания форм. Еще хорошо, что он не мнется, в уходе с ним проще гораздо. Этот материал появился буквально в прошлом сезоне. Его использовали в одежде, а я его решила использовать для театральных костюмов. И он оправдал себя, оказалось, что можно добиваться очень интересных результатов с ним. Ткань дайвинг имеет похожие свойства с тканью, которую используют при пошиве костюмов для дайвинга, подводного плавания: она полностью облегает тело безо всякой складочки или морщинки. Его мы использовали в обоих спектаклях.

– Были какие-то сложности в работе?

– Как таковых сложностей не было, но были такие моменты, требующие скорейшего, максимально эффективного и эффектного решения. Для отдельных образов в «Волшебнике», согласно моей задумке, нужно было создать вещи, которые несколько отходят от силуэтного образа манекена. Пришлось повозиться, но это – работа в радость. Все это я люблю – придумывать, фантазировать, рисовать, конструировать.

В Гингеме и Бастинде я использовала объемные элементы, накладные «подушечки» – они правильно называются турнюры. И вот мы создали такие объемные формы.

Бастинда

В Дровосеке, например, нужно было создать жесткую форму, которая напоминала бы металл, при этом, чтобы она была легкой. Сверху было решено использовать металлизированный кожзаменитель. Но сам по себе он не имеет той жесткости, чтобы в достаточной мере имитировать лист металла. Пришлось прибегнуть к помощи работников слесарной мастерской. Не в буквальном смысле.

Наташа-и-Дровосек

Слесарь нашел для нас упаковочный материал – полипропилен, вспененный целлофан, который остался то ли от рояля, то ли еще от чего-то. И вот его-то мы и использовали. Он легкий и держит форму металлического листа. На него было решено наклеить кожзам, и получилось как раз то, что  мы задумали и чего добивались.

– Вы до этого работали над костюмами для театра?

IMG_1342

– Раньше я больше работала над сценическими костюмами для артистов – солистов, исполнителей и коллективов. Среди них и коллективы СЦКиИ – Государственный ансамбль «Черное море», Народный ансамбль фольклорной песни «Русь», коллектив КИЦ – ансамбль «Подворье» и другие. Это были концертные, иногда, если это было нужно, «театрализованные» образы. То есть была задача и была тема. Перед работой мне показывали постановку, чтобы я понимала, как нужно и что сделать, чтобы ткань развевалась, например, чтобы людям было удобно в этом работать на сцене. С такой работой я была связана больше 20 лет. Но с костюмами именно для спектаклей работаю впервые. По сути, эти новогодние сказки – мой дебют как художника по костюмам в театре.

– А то, что это впервые, и сразу сказки, вас не смутило?

– Наоборот. Для меня, как художника-модельера, это было здорово. Ведь в обычной жизни есть много ограничений. Допустим, возьмем одежду для офиса или выходную одежду – там есть ограничения в зависимости от возраста, комплекции, предпочтений самого человека и офисных требований. А здесь в сказке таких ограничений нет. Тут только фантазия. Есть идея, и остается ее воплощать.

– Известно, что далеко не все, что видит себе сценарист, представляя спектакль на сцене, может воплотить художник, а еще чаще случается наоборот. Не всякий замысел можно реализовать. Как это было у вас? Каким для вас стал первый опыт работы в тандеме в таком формате и с кем вам чаще всего и плотнее всего доводилось соприкасаться во время подготовки спектаклей?

– Ну, плотнее, наверное, доводилось работать все-таки со сценаристом. Нателла меня вдохновила, и свои первые эскизы я показывала именно ей, и ей сразу все понравилось. Я была искренне рада. Никаких разногласий у меня ни с кем не было, и мы все быстро приступили к работе.  Меня не ограничивали в моих идеях, в фантазиях. И, может быть, именно поэтому так и получилось, что все то, что я нарисовала, в принципе, все сразу и понравилось.

Понравилось и Нателле, и Виталию, режиссеру, и директору Игорю Анатольевичу – он очень творческий человек и творчески, с любовью ко всему этому относится. К тому же, он контролирует подготовку ребят из образцовой хореографической студии «Черное море» – танцоров, задействованных в спектаклях. Он всегда присутствовал на репетициях, оценивал и работу танцующих, и то, как на них сидят костюмы, и вообще все и всех.

(Игорь Зенин – директор СЦКиИ, заслуженный артист Украины, заслуженный деятель искусств Крыма; Виталий Таганов – руководитель Молодежного народного театра “Фарт” СЦКиИ, заслуженный артист Украины – прим. автора)

Я оценила работу в тандеме, в том числе и внутри конкретно нашего пошивочного цеха. Сама я разрабатываю эскизы, подбираю ткани, крою, а девочки шьют. Мне помогают Наталья Шадрова, Ольга Стамбульникова, Екатерина Смирнова.

Я увидела и с интересом изучала со стороны работу видеорежиссера и самого режиссера. А дети! Они с такой любовью и увлечением участвуют в этих сказках – это просто что-то непередаваемое. Мне кажется, что у этих сказок, этих спектаклей очень доброе, хорошее, теплое настроение. И, конечно, очень хочется, чтобы оно передалось всем, кто на них придет.

– Раньше вы упомянули в разговоре, что разрабатывали и шили костюмы для коллективов СЦКиИ. О каких костюмах идет речь и как давно вы работаете с центром?

– Я работала над первыми костюмами для Государственного ансамбля танца “Черное море”. Это были «Морячки» – наряды в горошек с полоской. В самом центре я работаю всего месяца три, с осени этого года. А вот сотрудничаю с его руководством и исполнителями очень давно – еще со времен, когда коллектив Игоря Анатольевича Зенина располагался в старом здании – в городском Доме культуры на центральной горке, возле Владимирского собора.

Мы познакомились на показе моей коллекции, который проходил как раз там. Среди представленных моделей были костюмы в морском стиле, и Игорю Анатольевичу Зенину они очень понравились. На тот момент он как раз создавал ансамбль «Черное море». Это было 25 лет назад. С тех пор мы и сотрудничаем.

После «Морячек» была «Бразилия», «Испания», «Канкан», «Ирландский степ». Из того, что сохранилось на сегодняшний день, в чем и сейчас выступают – это костюмы для танца «Кострома». К костюмам «Морячки» артисты тоже иногда возвращаются, хотя, конечно же, есть уже другие, новые костюмы. Был еще интересный номер у ансамбля, по-моему, он назывался «Экватор»; там был Нептун, много чего. С костюмами для этой постановки тоже я работала. Для ансамбля “Русь” шились сценические костюмы. Сейчас они, правда, выступают и в других.

У нас всегда была очень хорошая, интересная и продуктивная работа. Ну а сказки – это еще один замечательный этап.

До премьерных показов спектаклей остались считанные дни, а потом, как это обычно бывает, не успеем оглянуться, и наступят долгожданные праздники. Праздники родом из детства, хотя их с нетерпением ждут и взрослые. Некоторые продолжают верить в сказку. А вы? Вы сама верите в сказку?

IMG_8057

– Мне кажется, без веры просто никак нельзя. Да, я верю. Я думаю, это мне тоже помогает в работе. И моя детскость какая-то, если можно так сказать. Я стараюсь каждый раз с чистого листа подходить, забывать опыт прошлых работ, чтобы он не мешал. Вопреки всему можно изобрести и новую технологию, и новый метод.

Главное – в своих целях и идеях не ставить себе никаких ограничений. Это значит, что ты веришь в то, что это можно сделать. Сказка должна быть в сердце. Если ты ее носишь там всегда, то в один момент все задуманное обязательно сбудется. Я желаю всем сказки, и пусть в Новом Году исполнятся все самые заветные ваши желания!

– Наталья, спасибо за интервью. Мы искренне рады, что этот Новый год вы встречаете в нашем коллективе, что вместе с нами создаете здесь атмосферу праздника для всех нас и наших гостей. Вас тоже с наступающим. Успехов, любви и вдохновения! 

  • Подготовила АННА ПЕТРОВА
  • Фото: А. Петрова, В. Золотарева