«Боец невидимого фронта», композитор и аранжировщик шоу-группы «Мюзик-экс» Виталий Львов – о судьбоносных встречах, дружбе, сказках и музыке, которая сочиняется сама.

Виталий-Львов

  Музыкант, композитор, певец, аранжировщик, музыкальный руководитель шоу-группы «Мюзик-экс» Севастопольского центра культуры и искусств, заведующий музыкальной частью Драматического театра имени Б. А. Лавренёва Черноморского флота РФ, заслуженный артист Республики Крым. И все это – один человек. Хотя нет: человечище, неподражаемый «боец невидимого фронта» – именно так называют его коллеги и друзья.

Меньше чем через месяц Виталию Анатольевичу Львову исполнится 60. День рождения уважаемого юбиляра в Севастопольском центре культуры и искусств отмечать будут пышно – праздничным концертом в лучших традициях «Мюзик-экс», который начнется ровно в 18-00 часов 6 декабря.

В преддверии значимого события мы побеседовали с маэстро о юношеских мечтах спортсмена, ставшего музыкантом; судьбоносных встречах, определивших новые ориентиры; вчерашних творческих подвигах и грандиозных планах на день завтрашний.

2

– Виталий Анатольевич, «с наступающим» звучит как-то несерьезно, когда речь идет о Дне рождения, тем более юбилее. Поэтому все главные слова я приберегу для 6 декабря. А пока, расскажите, пожалуйста, о себе. С чего начался ваш путь в музыку, и когда вы поняли, что это – ваше все?

В. Львов: Я родился в Севастополе, и мои родители были простыми инженерами, работали на севастопольской ГРЭС. Никакого отношения к музыке они не имели, но отдать меня в музыкальную школу было их идеей. Не то чтобы во мне увидели какой-то талант, нет. Просто в то время это было модно. Помню, мама мне не уставала повторять: «Учись музыке, а то будешь кирпичи таскать». С семи лет я учился в музыкальной школе №1 им. Н. А. Римского-Корсакова по классу «Виолончель», но учиться, скажу откровенно, мне совершенно не хотелось. Я увлекался спортом, в основном футболом, и мечтал стать спортсменом. Понимание того, что мне нравится музыка, и что я хочу заниматься дальше, пришло ко мне после нескольких лет обучения.

– И тогда вы решили идти по музыкальной стезе?

В. Львов: Конечно. Тогда я уже не мыслил себя без музыки. После окончания музыкальной школы поехал поступать в Тбилисское музыкальное училище, в музыкальных кругах его тогда называли «тюрьма народов»: оно славилось очень высоким уровнем образования и жёсткими требованиями. На вступительных экзаменах я единственный получил «5» и очень этим гордился. Первый год обучения меня называли «этот русский». Там учились грузины, армяне, курды, а русских было всего 3-4 человека. Но меня это совершенно не пугало. Через 1,5 года я уже свободно говорил по-грузински, и стал более чем своим, даже списывать у меня стали. Деваться им было некуда: моя мама по национальности была осетинкой, а папа русский – представляете какая кровь во мне?

Конечно, горячая! И это, думаю, не могло не сказаться, помимо прочего, и на вашем отношении к музыке, к учебе. Какими-то ещё музыкальными инструментами, кроме виолончели, вы владеете?

 В. Львов: Фортепиано, гитара, даже духовые инструменты пришлось освоить. После училища я попал в военно-оркестровую службу в Калининграде, где нужно было срочно учиться играть на духовых инструментах, иначе бы меня отправили в строевую часть, а этого не хотелось. Так я быстро освоил тромбон – тенор и баритон. Игре на фортепиано учился ещё в музыкальной школе – обязательная дисциплина «общее фортепиано» там есть у всех. Гитарой увлекся для себя – нравилось.

5

– Что до написания аранжировок, когда это вас заинтересовало?

Решающую роль здесь сыграла одна встреча, за что я очень благодарен судьбе. Потому что именно после нее спустя некоторое время я стал писать музыку и сочинять аранжировки.

Как-то раз я шёл по коридору училища, было тихо, и вдруг я услышал, как кто-то играет на фортепиано. Я открыл дверь в аудиторию и увидел, что за инструментом сидит парень, армянин, и играет какую-то совершенно невероятную музыку. Я спросил у него разрешения остаться и послушать, на что он мне ответил: «Садись, джигит». Мы с ним подружились. Его звали Ливон Шахбазян. К сожалению, его уже с нами нет. Именно он научил меня играть, помимо классики, еще и джаз, рок, блюз, открыв для меня совершенно новые грани игры на фортепиано. После этой встречи виолончель для меня стала понемногу отходить на второй план.

После армии я вернулся в Севастополь, это был 1977 год. Мне очень повезло: я попал в драматический театр имени А. В. Луначарского, в рок-группу «Панорама». Просто пришёл на прослушивание и меня взяли. Здесь мне и довелось впервые писать музыку к спектаклям.

Однажды меня попросили написать музыкальное сопровождение к сказке, а мне так не хотелось это делать. Почти также, как когда-то не хотелось поступать в музыкальную школу. Но, видимо, судьба все время настойчиво направляла меня как раз туда, куда мне было действительно нужно направляться. Очень скоро я невероятно увлекся написанием музыки и аранжировками, это стало моей настоящей страстью. И было практически не важно, работаю я над спектаклем, над сказкой или над чем-то еще.

– А какой была первая сказка и первый спектакль, к которым вы написали музыку, помните?

В. Львов: Первая сказка была «Храбрый портняжка». А за музыку к спектаклю «Проводим эксперимент» я получил вторую премию выставки достижений народного хозяйства УССР. Это была романтическая комедия Марка Захарова и Валентина Черных, режиссёра Владимира Петрова. Сколько всего спектаклей я отработал, уже не вспомню, а вот сказок было 12.

– Вы упомянули о рок-группе. Расскажите, чем запомнилась работа в ней?

В. Львов: Это было самое лучшее время. Когда я попал в группу, она только создавалась и даже ещё не имела названия. Я был клавишником и еще иногда играл на виолончели. Спустя время я стал руководителем «Панорамы». Мы принимали участие в спектаклях, много ездили на гастроли с театром. Были в Вильнюсе, Риге, Ереване – много где.

С группой мы давали и сольные концерты, играли классику в рок-аранжировках, которые писал я. Мне тогда уже так нравилось придумывать что-то своё, новое. Я брал песню, мелодию и фантазировал. Группа собирала аншлаги, билеты все просто разлетались. Мы были молодыми пацанами, смотрели из-за кулис на полный зал и так удивлялись, что все эти люди пришли на наш концерт. Было страшно и интересно одновременно. Был даже момент, когда мы почувствовали себя героями: на улицах нас останавливали и просили автографы, это было так необычно. То есть, «поймали звезду», как сейчас говорят. Но это быстро прошло.

То время было началом становления меня, как композитора, и подарило грандиозный опыт в написании аранжировок. Я до сих пор не могу понять, как во мне рождается музыка – это происходит как-то само по себе. Я сажусь за клавиши и просто начинаю играть.

3

В театре я проработал 14 лет. Потом пришёл новый художественный руководитель театра, который решил, что никакая рок-группа здесь не нужна, и мы были вынуждены в полном составе уйти.

 – Есть у вас любимая аранжировка, которой вы особенно гордитесь?

В. Львов: Насколько я знаю, я первый на территории бывшего СССР, кто сделал роковую аранжировку к опере А. Бородина «Князь Игорь». На международном конкурсе аранжировок классических произведений, который проходил в Люксембурге, я за неё получил первую премию. Писал аранжировку полгода, это было в 2002-м году. Тогда я уже работал в шоу-группе «Мюзик-экс».

– Коллеги и друзья из шоу-группы «Мюзик-экс» называют вас своим «бойцом невидимого фронта». Вас уважают и ценят. С чего и как началась ваша работа в группе?

 В. Львов: Основателем и идейным вдохновителем группы был Юрий Маковский. Сегодня он является главным режиссёром Драматического театра Б. А. Лавренёва. Вместе с ним мы играли в группе «Панорама». В своё время он уехал учиться в театральную академию в Санкт-Петербург по специальности «режиссура», и как раз там у него возникла идея создать особенную творческую группу – не просто вокальную или музыкальную, а шоу-группу, которая отличалась бы подачей материала и поведением на сцене. Он стал собирать вокруг себя профессионалов. Это было 23 года назад.

Начало работы в «Мюзик-экс» – было просто каким-то сумасшествием. В хорошем смысле. Мы пели, танцевали, юморили, шутили друг над другом и над музыкой, делали пантомимы – создавали буквально театральные постановки на сцене, буффонаду. В этот период времени я по-настоящему «оторвался» на аранжировках в творческом плане. Мы брали классическое или эстрадное произведение и делали из него шутку. Был создан необычный коллектив, выгодно отличавшийся от всех известных своим эксцентрическим поведением. Аншлаги нам были обеспечены.

4

За эти годы состав менялся не раз, менялся репертуар. Но не изменился узнаваемый, своеобразный творческий почерк группы. Последнее время стало больше вокальных композиций – современных, популярных эстрадных, классических номеров, оперных арий. Я пишу аранжировки, работы по-прежнему достаточно. Сам пою, но редко. Мне больше нравится быть “за кадром”, наедине с музыкой.

– Виталий Анатольевич, что еще вам непременно хотелось бы сделать, успеть создать, придумать?

 В. Львов: Почти всё, что я задумывал, мне удалось сделать. Я работал и продолжаю работать над многими произведениями, занимаюсь своим любимым делом. Работаю в театре Б. Лавренёва – пишу музыку и делаю аранжировки к спектаклям, провожу вокальные занятия с труппой театра. Конечно, продолжаю работу и в «Мюзик-экс» как аранжировщик – так сказать, отвечаю за всю здесь музыку.

Но, да, есть одна мечта. Нам – мне и моему другу Олегу Дорохину очень хочется написать мюзикл. Эта идея живёт в нас уже давно. И, я надеюсь, что в скором времени она воплотится в жизнь.

– Юбилейный концерт будет проходить именно в день вашего рождения, 6 декабря. Сделать праздник не камерным, провести его именно в таком формате – было вашим желанием, так задумано?

В. Львов: Да, задумано. Я отмечу день рождения в кругу своей большой семьи. Придут близкие, друзья из Севастопольского академического русского драматического театра им. А. В. Луначарского, из театра Б. А. Лавренёва Черноморского флота. Конечно, в программе примут участие и коллективы нашего центра культуры.

Это будет концерт в лучших традициях «Мюзик-экс». Будут показаны самые яркие номера, прозвучат самые любимые песни. Будут танцы, шутки, эксперименты. Я приглашаю всех своих друзей и всех севастопольцев, которые знают и любят нас. Приходите, будет здорово!

– Спасибо, придем обязательно. До скорой встречи!

Подготовила: Валерия Золотарева.

Фото : В. Золотарева, А. Петрова, фотоархив шоу-группы «Мюзик-экс».