О своем профессиональном пути и том, как сегодня проходят трудовые будни в детской хореографической студии «Черное море», на днях отметившей 20-летний юбилей, нам рассказала балетмейстер, педагог-хореограф по направлению «классическая хореография», заслуженная артистка Республики Крым Анна Удачина.

IMG_5459.

– Анна Анатольевна, здравствуйте! Поздравляем вас с юбилеем студии. Вы танцевали в Государственном ансамбле «Чёрное море» и стали одной из самых первых педагогов студии, стояли буквально у истоков ее создания. Расскажите, какими вы помните первые годы работы, когда стали преподавать?

– Моя история началась в 1992 году, когда Игорь Анатольевич Зенин принял меня как артистку балета на работу в первый танцевальный состав ансамбля «Чёрное море», который он основал и возглавил. До этого после окончания Ленинградского академического хореографического училища им А.Я. Вагановой, сейчас это Академия русского балета, я несколько лет работала в Санкт-Петербурге. Раньше я уже бывала в Севастополе и даже какое-то время жила здесь: сама я из Новороссийска. И вот судьба распорядилась так, что я вернулась сюда, осталась жить и работать.

Спустя какое-то время мне предложили вести так называемые «уроки классического танца» в самом ансамбле. Это стало, если можно так сказать, первым этапом моей педагогической карьеры. Затем, с появлением детской хореографической студии в 1995 году, я стала преподавать там, начав совмещать работу с детьми с работой в ансамбле.

– И как, было трудно?

– Нельзя сказать, что было трудно, хотя и легко не было. Никому не было легко. Все ведь только начиналось. Были моменты, чувствовал себя обессиленным, накапливалась усталость. Но было очень интересно. К тому же, когда что-то отрабатываешь с детьми, работаешь и сам над собой: что-то начинаешь лучше понимать, лучше делать. Так что такое совмещение лично мне пошло только на пользу.

– Какие-то сложности возникали на первых порах работы с детьми, с первыми воспитанниками?

– Свои сложности есть всегда, без них не бывает никогда и нигде. Что касается первых лет, то сначала студия была не совсем детской. Набирались подростки 14-15 лет из разных коллективов города, ребята которые уже где-то занимались и имели хореографическую подготовку. Поэтому в целом с ними было легко общаться: мы говорили с ними на одном языке.

Дети были подготовленные и целеустремлённые, но все разные. Поэтому педагогам, в том числе и мне, приходилось их «выравнивать» для того, чтобы созданная школа-студия становилась неким брендом – со своим фирменным стилем, традициями, уникальными особенностями и правилами.

– Что собой представляет нынешняя студия, и как прошёл набор в этом году?

– От начала обучения до перехода в старшую группу дети занимаются на протяжении семи-восьми лет. За это время они переходят от одного педагога к другому. То есть у них есть начальное образование – это младшие группы, где учатся дети в возрасте от 5 до 9 лет. И есть средние группы – это ребята 9 –12 лет. Всего в студии сейчас 12 групп, это около 300 детей. Девочек много.  Мальчиков меньше, они, как известно, во все времена были в дефиците.

Обязательные ежедневные дисциплины для всех – акробатика, растяжка, народный танец и классический танец. Руководит сегодня образцовой хореографической студией «Черное море» заслуженный артист Украины и Крыма Василий Ковальский – выпускник первого набора студии.

– Расскажите, какие они у вас, рабочие будни?

– Сейчас многие дети достаточно целеустремлённые, они стараются быть во всем первыми. Присутствует даже момент соперничества: детки смотрят друг на друга и начинают стараться ещё больше. Если у кого-то что-то не получается, то они не отступают. Бывает, иногда младшие группы по собственному желанию остаются после занятий и разучивают номера старших групп. Им это интересно, они пытаются сами разучить технику, трюки, различные элементы.

Обязательно должна быть растяжка. Кому-то это даётся легко, кому-то тяжело. Растягиваются иногда через боль, бывают и слёзы, когда что-то не получается. Я и все педагоги всегда поддерживаем ребят, стараемся объяснить, рассказать и показать, как надо, и к чему нужно стремиться. Те, кто намерен добиться – добиваются.

Нужно стараться не пропускать репетиции. Детки постарше должны внимательнее следить за своим весом, внешним видом, питанием. Они сами этим интересуются, и мы им рассказываем, как это сделать. Большинство детей ответственно относятся к занятиям и подготовкам, приходят даже очень уставшие после занятий в школе, потому что знают – это ответственная репетиция, скоро концерт.

Это тяжёлый труд. Младшие группы занимаются по часу три раза в неделю. А взрослые от полутора до трех, а бывает и до четырех часов 4-5 дней в неделю.  Например, идет подготовка к концерту или разучивание новой постановки.

IMG_5852

– Как вы определяете, выйдет толк из того или иного ребенка, пришедшего заниматься танцами, или нет?

– Есть разные критерии. Это гибкость, растяжка, прыжок, подъём, обязательно чувство ритма и очень желательно – музыкальный слух. Это хорошие внешние данные. Мы проверяем ребенка на сообразительность. Например, смотрим, как он себя поведет в танцующей группе детей.

Бывает, приходит ребенок 4-х лет, и сразу видно, что он хорошо двигается, развит, и грех такого не взять. А, бывает, что внешне данных у ребёнка, вроде бы нет, а глазки горят, и ты понимаешь, что он хочет заниматься и будет стараться. И потом он действительно «выстреливает», показывает результат, расцветает. Увидеть такой огонек в ребёнке непросто, наверное, это приходит с опытом. Каждый педагог должен быть психологом, чтобы уметь найти подход к воспитаннику, распознать его талант, способности и трудолюбие.

– Какие методы вы используете, чтобы привлечь ребёнка к занятиям танцами?

– Главное – это требовать и в меру хвалить. Всегда поддерживать и настраивать на борьбу со своими слабостями. И тогда будет результат.

Бывает, что ребенок приходит к нам по своему желанию. А бывает, по настоянию родителей – в этом случае он или уходит через какое-то время, или, пересилив этап занятий «спустя рукава», поскольку это не его выбор, потом влюбляется в танец и остается. Я думаю, что хореография очень затягивает, когда начинаешь заниматься. И потом уже без этого тяжело, трудно оторваться, конечно, если это нравится и лежит душа.

Я знаю девочек, которые закончили нашу студию, а затем уехали в другие города и пошли по другому направлению учиться или работать. Но они рассказывают, что не успокоились, пока не нашли студию или класс, где можно было бы продолжать танцевать.

– Над постановками танцев работает много людей. Как вы взаимодействуете? Что собой представляет этот совместный процесс созидания, формирования общего репертуара?

– Репертуар у студии действительно очень большой – где-то 40 постановок. Направления очень разные: народно-сценический и народно-стилизованный танец, классический танец, современный танец, а также модерн, джаз-модерн и другие. Обязательно мы используем элементы акробатики и танцевальной техники – проще говоря, трюки.

Есть у нас интересные совместные проекты. Это «Новогодние сказки» и проект «Дети – детям». Новогодние сказки – результат работы сплоченного тандема народного театра «Фарт» СЦКиИ и нашей студии. Руководитель театра – заслуженная артистка Украины Нателла Абелева каждый год придумывает сюжет для очередной сказки, а я ставлю к ней танцевальные постановки. Дети разучивают танцы и получают возможность реализовать себя не только как танцоры, но и как актеры. Обычно в сказках задействовано очень много детей всех возрастов.

Постановку делает сам хореограф. Лично меня вдохновляет музыка, и потом под эту музыку я рисую образы – образы в постановке, идеи для эскиза костюмов. Нам помогают наши художники-модельеры, которые работают здесь, в центре культуры. Мы советуемся с ними, рассказываем им свое видение. Не всегда красивый костюм может быть удобным для танца. Поэтому мы разрабатываем их вместе. Это совместная кропотливая работа. Звукооператоры и звукорежиссеры помогают нам с музыкой.

– Какие ваши постановки вам особенно дороги?

– Все, конечно, дороги. В каждую вкладываешь свои знания и способности. Я особенно люблю постановку «Индия», люблю «Скоморохи», которую поставила в этом году. Особенную историю создания имеет постановка «Танец души». На тот момент у меня было такое состояние – непокоя что ли, какого-то поиска, и это отразилось в постановке. И получился просто вихрь.

– Спасибо за интересную беседу. Мы вас еще раз поздравляем с юбилеем студии и желаем усидчивых и благодарных воспитанников, ярких незабываемых концертов, новых творческих побед!

Подготовила:  Валерия Золотарева, Анна Петрова.

Фото: В. Золотарева, фотоархив ОХС «Черное море»