Основатель и первый руководитель Государственного ансамбля танца «Черное море» и его одноименной кузницы кадров – ныне Образцовой хореографической студии, заслуженный артист Украины, заслуженный деятель искусств Крыма, директор СЦКиИ Игорь Зенин – о традициях, принципах, преемственности и тоске по творчеству.     

ЗЕНИН ИГОРЬ

Игорь Анатольевич, мы поздравляем вас с юбилеем студии, созданной в нелегкое для культуры время – 20 лет назад. Сегодня она стала тем, чем вы по праву можете гордиться. Много уже сделано, отлажено и достигнуто, но ничуть не меньше сделать еще предстоит.

– Расскажите, как родилась идея создания такого коллектива?

– Шел 1995 год. И на тот момент Государственный ансамбль танца «Черное море», созданный мной, существовал уже 5 лет, когда очень остро встал вопрос кадров. Молодых подготовленных кадров для ансамбля.

На создание студии меня вдохновил руководитель Национального Заслуженного Академического ансамбля танца Украины им. Павла Вирского – Мирослав Вантух. Я тогда поехал в Киев – за опытом, так сказать, и состоялась у меня с ним на эту тему беседа.

Он мне тогда посоветовал как можно скорее создавать студию. Сказал, что она станет моей защитой, опорой, палочкой-выручалочкой. Это был 1995 год. Я вернулся и сделал это. Собственно, благодаря этому продолжил существовать и сам ансамбль.

Игорь ЗЕНИН. Директор СЦКиИ. Интервью Анны Петровой

– Откуда набирали ребят, и как производился отбор в новую студию, какие критерии для вас были важны?

– Набирали ребят отовсюду, из разных танцевальных коллективов, существовавших тогда в городе. Что касается критериев – мы видим друг друга. Такое понимание всегда приходит с опытом. Тут не нужно долго смотреть. На что способен тот или иной танцор становится понятно уже спустя несколько минут, а иногда и буквально сразу.

– Кто помогал вам поставить на ноги любимое детище, и довольны ли вы сегодня работой педагогов студии?

– Первыми педагогами студии были артисты из первого состава ансамбля «Черное море». Это Анна Удачина, Игорь и Галина Малега – они и сегодня преподают. Есть и свои выращенные, так сказать, кадры. Например, артистка ансамбля Людмила Зинченко, заслуженная артистка Крыма Майя Иванова – сегодня они тоже учат наших детей. Есть и молодые педагоги.

Вообще, можно сказать, что у нас все идет «с нашей грядки». Нынешний руководитель ансамбля и детской хореографической студии –  заслуженный артист Украины и Крыма Василий Ковальский – это выпускник студии первого «набора».

Три первых набора обучались в студии два года. Потом стали учиться три года.

ЧМ у станка

Спустя 7 лет после основания студии помимо подростков, мы стали набирать шестилеток.

Мы гордимся всеми нашими воспитанниками. Кто-то из ребят уходил, кто-то возвращался. У меня такая политика: я не держу никого. И, надо сказать, очень многие к нам возвращались. Конечно, не все выпускники по окончанию учебы поступают в учреждения культуры, находят себя в танце; не все становятся артистами балета. Но в плане эстетического воспитания, в плане физической формы и артистической подготовки студия дала очень много каждому из них, это я знаю абсолютно точно.

– Из первых ваших постановок что-то исполняется ансамблем сегодня?

– Да, иногда, хотя уже много новых танцев. Вот, например, юбилейный концерт студии открылся фрагментом из моей постановки «Офицерский бал» – это был один из первых наших танцев в ансамбле «Черное море». Ребята там в эполетах, девочки в пышных бальных платьях. А в конце, по нашей задумке показать преемственность, вышла младшая группа студии в таких же сценических нарядах.

Вообще в эту юбилейную программу вошли самые массовые за всю историю студии постановки, в которых участвовали артисты ансамбля, в том числе титулованные артисты балета, совместно с нашими юными и маленькими воспитанниками.

 – В каких направлениях сегодня проводится обучение в студии?

– Направлений много. Это народно-сценический танец, классический, современный танец – здесь много различных направлений: джаз, модерн, степ и другие.

– А с чего начался ваш собственный путь «в танец»?

– Важную роль здесь сыграла моя семья. В каком смысле: папа был артист балета, а мама была спортсменкой, выступала и в гимнастике, и в легкой атлетике. Поэтому у меня были и спорт, и танец. Все это мне было близко с детства.

Сначала я занимался спортом – был и футбол, и плавание, и спортивная гимнастика. После, мне тогда было лет двенадцать, отец привел меня на занятия хореографией. До этого было увлечение танцами, лет в пять-шесть,  но все это было не серьезно. Теперь началось по-другому. Был такой Брянский русский народный хор, и при нем была танцевальная группа. Здесь я и делал первые серьезные шаги.

После 8-го класса поступил в культпросвет училище, на факультет «хореография», сейчас это Колледж искусств и культуры. Уже тогда стало понятно, что хореография – это мое. Окончив училище, я поступил в Московский институт культуры.

Потом была служба. В 1982-м году меня призвали на Черноморский флот, я прошел отбор и попал в Ансамбль песни и пляски ЧФ. После срочной остался в ансамбле, а в 1989-м уехал в Москву.

Там я работал в Академическом ансамбле песни и пляски внутренних войск МВД России, была возможность поработать и в ансамбле «Русская песня» Надежды Бабкиной. Спустя два года вместе с семьей я вернулся сюда, в Севастополь, и вскоре появился ансамбль «Черное море». Ну, а спустя пять лет и студия. Сейчас студии 20. А ансамбль будет праздновать свое двадцатипятилетие в феврале в следующем году.

Зенин 3

 – Когда вы почувствовали, что вот, настал тот момент, когда вы можете доверить руководство ансамблем и студией другому человеку? Отойти от дел, так сказать.

– Семь лет назад я смог отдать бразды Василию Ковальскому. Но, как человеку творческому, мне тяжело просто взять и оставить все. Хочется продолжать творить. По образованию я балетмейстер и долго не могу без любимого дела, без дела моей жизни.

Последнее время я больше работаю, как режиссер программ. Но делаю и новые постановки для ансамбля, в том числе и такие, где мы задействуем нашу достойную смену – ребят из студии «Черное море» разных возрастов.

Так что «отойти от дел» – это не для меня, по крайней мере, пока. Конечно, что организационные, административные вопросы требуют постоянного контроля и принятия решений, занимают большую часть времени. Но я стараюсь как-то балансировать. Это как в танце. 

– В отношении дня сегодняшнего, что еще вам хотелось бы успеть сделать, что еще хотелось бы успеть?

– Хочется просто продолжать двигаться вперед. Без остановок. Сегодняшним положением дел и в ансамбле, и в студии я очень доволен. 

Ансамбль смог не остаться коллективом народного плана, а именно с этого все начиналось. Смог доказать, что способен на многое. Мы находимся в постоянном поиске; ищем себя в новых направлениях, в новых жанрах. Таких коллективов – и я это с гордостью могу сказать, это правда – таких очень мало.

В студии, нашей кузнице, у нас отличные педагоги, которые готовят отличный репертуар. У нас замечательные, целеустремленные дети в подготовительных группах и подающие большие надежды воспитанники – в старших. Всегда есть, к чему стремиться.

 – Спасибо за интересную беседу. Еще раз поздравляем с юбилеем студии. Вам желаем  неугасающего креатива и, конечно, здоровья, которого должно на все и всех хватить. А коллективам – творческих успехов и новых побед!

– Спасибо!

Подготовила: Анна Петрова.

Фото: Валерия Золотарева, фотоархив ГАТ «Черное море».